Давайте прокрутим киноплёнку назад, запихнём зубную пасту обратно в тюбик, вернём грабли на место до наступления на них и удара по лбу. Потому что иной возможности не повторить случившуюся ровно 6 лет назад ошибку у правительства Калининградской области, похоже, нет. Оно упорно стремится попасть в тот же дурной переплёт.
Вспомним, что было осенью 2009 года. Началось всё, казалось бы, с маргинальных групп автомобильных перегонщиков. Парни, заработавшие состояния на близости к рынкам дешёвых, но качественных подержанных машин, никак не тянули на лидеров общественного мнения. Объединённые общей целью (не допустить залезания фискалов в их туго набитый кошелёк), они кучковались на немногочисленных сборищах, которые и митингами-то было назвать нельзя. Никто и представить себе не мог, что из сугубо индивидуального личного интереса нишевой группы населения возникнет чуть ли не общественное движение, пока в дело не вступил тогдашний губернатор Георгий Боос, изрядно наломав дров.
Гениальная мысль - не просто ввести, а ещё и задрать по самое не могу транспортный налог - пришла в голову вовсе не ему, а, как обычно, федеральному центру. Но, как сам же бывший губернатор честно и признал в интервью Forbes, он был одним из тех, кто не смог устоять: «Центр его не просто ввёл, а обязал все регионы поднять его. И объявил, что тот, кто не поднимет, на дополнительный трансферт может не рассчитывать, несколько регионов попались на эту удочку, в том числе и мы».
Боос и ввёл, и поднял. Калининградская областная Дума, превращённая тем же Боосом в филиал правительства, одобрила. А дальше пошло-поехало. Никому не известные маргиналы убедили всех, что с транспортным налогом власть лезет в карман каждому. Благо, что и убеждать особо не пришлось. В то же самое время само правительство Калининградской области во всех подробностях через подневольные СМИ расписывало, насколько поднимется транспортный налог. Мол, надо потерпеть и принять как есть – ради получения дополнительных денег из Москвы. Они, дескать, обязательно придут. Потом. А потерпеть надо сейчас.
Между «сейчас» и «потом» случился тот самый ключевой митинг 30 января 2010 года. А через 6 с половиной месяцев стало ясно, что правительство у региона будет другое. Как и глава области.
Трёхэтажный… мат
То, что хочет сделать нынешнее правительство Калининградской области, во второй раз подряд возглавляемое Николаем Цукановым, почти до дня повторяет историю 6-летней давности.
Федеральный центр принуждает регионы заняться усиленным сбором налогов. Власти региона не хотят отставать.
С 1 января 2016 года (то есть вот прямо через 36 суток) налог на жилые дома и помещения введут для физических лиц. В том числе и для тех, кто занимается бизнесом и платит налоги в упрощённом порядке (или по «вменёнке»). Как сейчас поживает малый бизнес, объяснять никому не надо. Налог на вменённый доход (вероятно, уже с 20 ноября 2015 года) поднимется на 16%. К нему жирным плюсом добавятся 2% от кадастровой стоимости их квартир, домов, жилых дач и т. д. и т. п. Кадастровая стоимость – это не то, что как сейчас инвентаризационная, по данным БТИ. Разница между ними местами будет как между небом и землёй.
Взлёт налоговой нагрузки будет поддаваться описанию только нецензурными словами, местами - трёхэтажным матом, который взметнётся и над «хрущобой», и над элитным жилым комплексом со встроенным фитнес-центром.
При этом ожидаемый выхлоп для бюджета (об этом правительство Калининградской области устами министра финансов Виктора Порембского само же и сообщило) не превысит 300 миллионов рублей в год. Для бюджета это – не деньги, для балансирующих между выживанием и небытием бизнесов – разница между жизнью и смертью.
О справедливости
В отличие от боосовских времён, наступление на грабли предполагается более стремительным. 30 октября 2015 года правительство региона известило о новом законе, а уже 12 ноября его предполагается одобрить в Калининградской областной Думе во всех чтениях сразу.
Обоснование необходимости звучит почти что курьёзно. «Если вообще не принять, то у нас вообще не будет такого налогообложения в Калининградской области», - заявил на встрече с бизнес-сообществом министр финансов.
«И не надо!» - прозвучало из зала.
Но чиновник изложил своё видение социального равенства: «Три торговых центра, примерно одинаковых по параметрам. Первый – по остаточной стоимости платит налог на имущество организаций в год 588 тысяч рублей. Второй – остаточная стоимость 469 миллионов рублей, платит в год 10 333 тысячи рублей. Третий – провёл бухгалтерскую оптимизацию и не платит ничего. Это справедливая система налогообложения?»
Вопрос философский. А философия не входит в компетенцию министров финансов. Потому как если нарушений закона уполномоченными на то органами не установлено, то причём здесь «справедливость»?
«Коллеги, давайте первое скажем: концептуально поддерживаем или нет? Потом – что можно подправить? Рассмотреть льготируемую площадь или виды деятельности», - продолжил Виктор Порембский и получил ожидаемый ответ.
«Стоимость налога уйдёт в стоимость товара, - ответили министру предприниматели. – Вы нас подводите к тому, чтобы мы сказали «Да!», а я считаю – нет! Этот закон не должен сейчас приниматься. У нас есть право установления новых правил до 2020 года».
«Давайте определим, для кого это будет дополнительной нагрузкой?» - спросил министр и получил ответ: «Для всех!»
Налог на имущество, а это те же самые приватизированные квартиры, вырастет в разы для всех.
И когда все (и пенсионеры, и малый, и средний, и крупный бизнес) почувствуют себя в одной обойме, которую решило разом расстрелять областное правительство, мало может совсем не показаться.
Разговаривать о снижении бюджетных расходов правительство не особо и желает. Как не желает подумать и о том, что те же самые 300 миллионов рублей налогов не стоит собирать при падающей экономической активности, выдаивая бизнес и население до полного изнеможения.
300 миллионов в виде налога будут проедены (зачастую с потрясающей неэффективностью, далеко за примерами ходить не надо) в бюджетах всех уровней и одновременно изъяты из экономического оборота, нанеся сокрушительный удар и по личным кошелькам, и по предпринимательству. И ладно бы, если бы игра стоила свеч.
Эфемерные 300 миллионов рублей (которые ещё надо собрать, на что тоже потребуются административные расходы) составляют чуть больше 1% от всех налоговых и неналоговых доходов планируемого на 2016 год областного бюджета.
Знаете, что пугает? Аналогия. Примерно на такую же прибавку в казне мог рассчитывать Георгий Боос 6 лет назад, если бы продвинул свою идею с транспортным налогом.
Что с ним случилось, все знают.
© Информационное агентство Русский Запад