В конце октября стало известно, улицу Гагарина в Калининграде реконструируют не раньше 2019 года. Об этом во время гражданских слушаний Общественного совета по развитию жилого микрорайона на улице Артиллерийской заявил заместитель главы администрации Калининграда Сергей Мельников.
Дурная слава
В последний раз серьёзные работы на этой магистрали проводились пару лет назад. Дело было на выезде из города. Не обошлось тогда по старой калининградской традиции без скандала. Тогдашний исполняющий обязанности директора одного из муниципальных казенных предприятий, как сообщало региональное УМВД, злоупотребил полномочиями и присвоил около 16 миллионов рублей. Всего-то делов: чиновник поставил автограф под актом о выполненных работах по реконструкции улицы Юрия Гагарина. Естественно, не безвозмездно. Между тем еще лет пятнадцать назад было все не так.
Без пробок
Улица Гагарина, которая тянется от Королевских ворот почти до посёлка Васильково Гурьевского района, считалась одной из самых тихих магистралей областного центра. Она унаследовала колорит своей предшественницы - Лабиауэр штрассе. Кроме автобусов, по улице, которую уже тогда можно было и проспектом, наверное, назвать, неспешно следовали громоздкие трамваи сразу двух маршрутов. О пробках до середины нулевых годов в этом микрорайоне никто ничего не слышал. Почему изменилась ситуация, корреспондент «Русского Запада» попытался понять на месте, отправившись вдоль теперь уже не существующих трамвайных рельсов в сторону пивоварни «Хайнекен».
Трамваи ушли
Вдоль всей улицы тянутся жилые дома. Сегодня трудно представить, но ещё лет так десять назад это были только здания немецкой постройки. Иногда, впрочем, попадались и хрущёвки. Но они смотрелись весьма непривычно по соседству с довоенными домами.
С середины 2000-х годов ситуация резко изменилась. Вдоль улицы стало вестись бурное многоэтажное строительство. Появились жилые комплексы, аналоги которым в регионе найти можно с огромным трудом. Один только «Вальдау» чего стоит. Бурная растительность в начале магистрали исчезла.
Понятное дело, населения на улице прибавилось. И если раньше на улице Гагарина можно было обойтись двумя трамвайными маршрутами, несколькими внутригородскими автобусами, то с приростом населения городские власти решили выйти из положения привычным способом.
Пожалуй, первым «грандиозным» инфраструктурным проектом в должности главы города Александра Ярошука стал отказ от трамвайного движения на улице Гагарина. Это произошло 16 августа 2008 года. Спустя восемь месяцев после вступления Александра Георгиевича в должность. Как оказалось, первый блин вышел у него комом. Скептики тут, впрочем, могут заметить, что и остальные транспортные проблемы, возможно, за некоторым исключением, вот уже лет семь в Калининграде таким образом и решаются. А скромные и яркие успехи в этом вопросе лишь подтверждают это.
Словом, полосы расширили. Рельсы ещё некоторое время оставались, но потом их просто демонтировали в угоду автотранспорту. В итоге полосность магистрали была увеличена. Но, как быстро выяснилось, проблему пробок уничтожение трамвайного маршрута совсем не решает. Наоборот – усугубляет. Сегодня пробки на улице Гагарина формируются сразу в нескольких местах, но самых приметных, думается, два.
Нужна ли развязка?
Самый заметный затор на улице Гагарина заметен в самом её начале – на перекрёстке с Литовским валом. Пробки тут бывают не только в час пик, но и в любое другое время. Особенно наглядно это было заметно во время реконструкции площади Василевского. Транспортный поток от площади или со стороны Московского проспекта буквально схлёстывается, как волна с волной, с автомобильной волной, которая катит в Калининград со стороны Гурьевского района.
В качестве одного из вариантов выхода из тупиковой ситуации называют строительство круговой развязки у Королевских ворот, то есть возврат к корням, к тому, что когда-то уже было.
Серьёзных аргументов в пользу такого предложения сегодня особо не называется. Тут сомнения вызывает пропускная способность Литовского вала и улицы Фрунзе, которые на сегодняшний день, вероятно, просто не готовы справиться хоть с мало-мальским дополнительным транспортным наплывом.
Таким образом, называть кольцевую развязку панацеей язык не позволяет. Правда, только в том случае, если городские власти примут этот вариант за единственно верный и им только и ограничатся. По нынешним временам – и это возможно.
Венки как маяки
Еще одно проблемное место находится на пересечении улиц Гагарина и Куйбышева. Это место снискало себе дурную славу из-за многочисленных ДТП. Впрочем, особенно громко о нем заговорили в ноябре прошлого года.
Прошёл год после страшной трагедии, которая произошла на пересечении улиц Гагарина и Куйбышева. 21 ноября 2014 года под колесами престижного автомобиля погибли две девушки. Виновный в этом происшествии был задержан при попытке скрыться случайными свидетелями аварии, к счастью, владевшими профессиональными навыками борьбы. Спустя семь месяцев он был осужден на три года и 11 месяцев лишения свободы. При этом в срок зачтено семь месяцев, которые он провёл в СИЗО. Есть информация, что мужчина примерно ведет себя в колонии общего режима и вполне может досрочно выйти на свободу.
Однако если попытаться разобраться, то вину за произошедшую трагедию вместе с водителем вполне могут разделить и представители городских властей. На улице Гагарина просто беда с разделяющим ограждением. После известного случая, когда элемент ограждения, пробив лобовое стекло, прошёл сквозь водителя, выжившего чудом и благодаря героизму и профессионализму калининградских врачей, ограждение стали заменять. Сейчас в любой момент автомобили могут вылететь друг другу навстречу.
На этой улице, кроме автомобилистов, зачастую виноватых в собственных травмах, не могут себя чувствовать в безопасности и пешеходы. Нет и ограждений, которые уберегли бы пешеходов от выскочившего на тротуар автомобилиста.
А дальше-то что?
Улица Гагарина связывает Калининград с самым быстрорастущим муниципалитетом Калининградской области. Гурьевск уже практически стал пригородом Калининграда. Всё чаще калининградцы в погоне за тишиной, размеренностью и в бегстве от ненавистных пробок и городской толчеи выбирают местом жительства этот район.
Ситуация вряд ли изменится, а значит, транспортный поток по улице Гагарина будет только возрастать. Городские власти не могут не знать об этом и не учитывать в своих далеко идущих планах. К сожалению, реальных шагов к исправлению ситуации совершенно не видно.
Улица Гагарина, с одной стороны, упирается в бутылочное горлышко в районе Королевских ворот, а с другой – буквально врезается в быстрорастущий муниципалитет. При этом повернуть вправо или влево сложно. Поворот на Куйбышева заканчивается неизменной пробкой на пересечении с улицей Александра Невского. Все остальные улицы, которые пересекаются с улицей Гагарина, сегодня городскими даже и назвать нельзя. Все эти Малоярославские и Чувашские, при всем уважении к их жителям, скорее напоминают просёлочные дороги. У городских властей до них руки не дошли. Дойдут ли?
Максим Ненашев
* Материал опубликован в газете "Русский Запад", выпуск от 2 декабря 2015 года (по ссылке - весь выпуск).