Берегозащита Калининградской области разбилась о бетон

01.02.2016 18:00
   


Морской пляж в Зеленоградске

В 2016 году власти Калининградской области намерены потратить более 22 000 000 рублей на защиту побережья Балтийского моря от штормов. Такие объемы финансирования определены соответствующей программой правительства региона. Учёные Атлантического отделения Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова и БФУ им. И. Канта не уверены в успехе очередного “обнадёживающего” предприятия.   

Ежегодные расходы увеличиваются

Расходы на защиту и укрепление морских берегов Калининградской области ежегодно увеличиваются в среднем на 2 500 000 рублей. Такая тенденция прослеживается в течение последних трёх лет. Это легко прослеживается в документах Целевой программы “Защита побережья Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов в пределах Калининградской области на 2011-2020 годы”. Увеличение затрат вызвано растущей эрозией береговых морских склонов и размывом пляжей.  

“Постоянному разрушению подвержено 73,3 км морского берега, - говорится в обосновании упомянутой областной программы защиты побережья Балтийского моря. - Отдельно выделяются восемь аварийных участков берега, где имеется непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Под воздействием негативных природных процессов 

происходит безвозвратная потеря ценных приморских территорий, исчезновение песчаных пляжей. Увеличение масштабной застройки на побережье и безответственная человеческая деятельность ведет к возрастанию негативной антропогенной нагрузки на береговую полосу. 

Штормовое воздействие волн на дно и берег приводит к полному размыву пляжей в курортных населенных пунктах Приморье, Лесное, Отрадное и городах Светлогорске, Пионерском и Зеленоградске”.

Там, где у моря располагаются населенные пункты и объекты инфраструктуры, состояние  побережья охарактеризовано как аварийное. В целевой берегозащитной программе правительства Калининградской области прямо говорится, какие участки доведены до критически опасного состоянии: “поселок Коса на Балтийской косе, западная часть города Зеленоградска, корневая часть Куршской косы”. Калининградские учёные прямо или косвенно указывают, что такое состояние вызвано многолетними ошибками в природопользовании.

Чем чаще строят, тем меньше пляжей

За морские пляжи отвечает государственное казённое учреждение Калининградской области “Балтберегозащита”. До 2020 года на его работу планируется потратить более 230 000 000 рублей. Часть из них уже ушла на сооружение и установку береговых габионов.  

“Габионы это, извините - …. (комментатор описал одним словом отходы человеческой жизнедеятельности - Прим. “Русского Запада”), - прокомментировал ситуацию доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой физической географии, страноведения и туризма Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта Вячеслав Орлёнок. – Габионы придуманы для защиты побережий рек и низменностей от наводнений. Для берегов, где нет волн и штормов. Потратили силы и деньги, положили эти коробки с камнями у нас на берегу моря. Они простояли до первых штормов. Волна бьёт в берег и содержимое габионов разбрасывает по пляжу. Я говорил строителям: прежде чем делать променад в Зеленоградске, организуйте берегозащитные сооружения. Объект был сдан с большими недоделками, даже не закреплен надпалубной структурой. Во время последнего сильного шторма волны, заходя снизу, ударялись о вертикальные конструкции и били по днищу пешеходной зоны. – Элементы тротуара подпрыгивали на пол метра. Новый шторм разобьёт променад Зеленоградска”.

После штормов 2012 года, по словам учёного, была собрана команда экспертов. Гидрологи, техники, инженеры, судоводители из Калининграда, Москвы, из Беларуси предлагали альтернативный подход к берегоукреплению и к восстановлению пляжей.

“Cобрались люди, которые знали, что надо помогать побережью, иначе мы костей не соберём, - продолжил заведующий кафедрой физической географии, страноведения и туризма Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта Вячеслав Орлёнок. - Деньги были запрошены значительно меньше тех, которые официально рассчитывались на восстановление берегов. Теперь эта команда разбежалась. Люди же не могут ждать три года. Собрать такую группу сейчас вообще не представляется возможным. Да и сейчас властям никто денег на восстановление побережья Калининградской области не даст. Просто потому что страна бедствует, мы в дефиците во всём… Защита берегов в Калининградской области велась активно, но против природы. В отличие от того, что делали немцы. Мы не строили волногасящие пляжи. 

Строили бетонные опояски в основании берегового обрыва. Туда бьют волны, вымывают песок перед сооружением, и затрудняют выход на пляж песку, который спускается по склону берегового обрыва. В результате, море подошло почти вплотную к обрыву. 

Особенно в районе участка, где дорога с Отрадного спускается на пляж. При этом размыв берега на этом и подобных обрывистых участках достигает скорости 1 м в год. Местами даже больше. До улицы Московской в Отрадном от обрыва осталось метров 12”.

Новый ураган ждать не станет

В 2016 году Калининградская область должна встретить как минимум один сильный шторм. По статистике, такие природные явления происходят в нашем регионе ежегодно. Три из 6 сильнейших ураганов пришли в западный эксклав России в начале года, либо весной.

“12-14 января 2012 года циклон “Эльфрида” (Elfriede) –  ветер северных румбов (СЗ-С) усилился до шторма, в порывах до 28 м/c, - напомнила кандидат географических наук, старший научный сотрудник Атлантического отделения Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова Жанна Стонт. - 10 января 2014 года на южной периферии циклона Dagmar ветер западных румбов усилился до 23 м/с (10 баллов), в порывах 25 м/с. 30 марта 2015 года в тылу циклона Mikeветер западных румбов усиливался до 27 м/с, 11 баллов (официально считается жестоким штормом – прим. “Русского Запада”)”. 

Получается, что разрушительный шторм вполне может обрушиться на Калининградскую область в первом квартале 2016 года. Учёные полагают, что морская буря потенциально угрожает всем курортным городам региона. Берега размыты настолько, что первый же весомый удар балтийской стихии способен разрушить оставшиеся пляжи эксклава.

Новый ураган ждать не станет. Хотя, самое интересное начинается после шторма. Подсчёт убытков приводит к ежегодному увеличению расходов на восстановление береговых конструкций. 

У кого оседают выгодные “убытки”

В Светлогорске установлена ещё одна линия габионов. Ее заложили в первой декаде января 2016 года. Непосредственно под пешеходным променадом, почти как мину замедленного действия. Волны ударяются о жесткую стенку стальной сетки с камнями, с силой откатываются назад, забирая рыхлый пляжный песок. Песок, ранее шедший на пляж со склона берегового обрыва, останавливается перед габионом. – В общем, как объяснил выше доктор геолого-минералогических наук Вячеслав Орлёнок. В результате, море точит бетонные балки дорогостоящего променада. 

В беседе с тележурналистами рабочие признают: западный ветер мешает укладывать габионы. Волны достают, холодно, сыро и опасно. 

Несмотря ни на что взрослые неглупые мужики часами вяжут стальные сетки и набивают их щебнем. На холодном ветру, кубометр за кубометром. Один директор “Балтберегозащите” сменяет другого раз в два-три года, габионы продолжают “размножаться” а наши пляжи уходят в море. 

Странная защита берегов. Для чего дирекция государственного предприятия столь упрямо гнёт свою линию? Рискнём предположить: чем чаще строят, тем меньше пляжей. Чем больше урон, тем больше объемы запланированных работ и средств на восстановление берегов. Похоже, что разрушение сухопутной части Калининградской области – дело прибыльное. В год по метру… и по 20 000 000 рублей.

© Информационное агентство Русский Запад/пс





Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 653 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты