В Калининграде решено развивать набережные Преголи и променады у озёр. За советами по оживлению городской воды городские власти обратились к европейским экспертам, российским архитекторам и местным общественникам.
К европейцам – за «живой водой»
Первый мозговой штурм по оживлению городской воды прошёл в Музее Мирового океана 8 и 9 июня в форме семинара «День реки. Развитие прибрежных территорий». Сейчас корректируется его резолюция. В ближайшее время она поступит в мэрию. Власти уже пообещали, что итоги семинара станут техническими условиями для международного конкурса на лучший проект по оживлению набережных Калининграда.
Примечательно, что первая дискуссия на эту тему организована при участии Совета министров Северных стран. Без него семинар «День реки» оказался бы невозможным. Об этом главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне сказал открытым текстом. Совет министров Северных стран финансирует проект «Участие населения в городском планировании и развитии». Пока только в Скандинавии, Исландии и Гренландии. Но, по всей вероятности, скандинавский Совмин не прочь поделиться передовым опытом с общественниками из Калининграда. В противном случае вряд ли гвоздём программы «Дня реки» стал бы доклад эксперта шведского института Nordregio Тимоти Андерсона «Участие граждан в городском планировании».
На первый взгляд чиновники мэрии дают понять простым калининградцам: мол, нам нужны ваши инициативы, включайтесь, помогите нам оживить берега водоёмов. В действительности приглашение народа к формированию технического задания для архитектурного конкурса больше похоже на ширму. Кто в мэрии прислушался к мнению жителей многоэтажки на Московском проспекте, 70, перед реконструкцией Набережной Трибуца? Итог: угроза обрушения и экстренное расселение. Такова оборотная сторона нынешнего оживления набережных Преголи.
Голубой футболист принимает на грудь
Наиболее знаковые решения о городском планировании в администрации города, похоже, принимают почти без участия рядовых граждан. Так произошло и с тремя новыми идеями «ревитализации» набережных. Как выяснилось на том же семинаре в Музее Мирового океана, основы принципиальной доктрины о развитии околоводных территорий уже приняты. В каком направлении планируется эволюция, становится понятно по отдельным проектам.
У стадиона на острове Октябрьском решено установить скульптуру символа Калининграда как города, принимающего чемпионат мира по футболу в 2018 году: фигуру голубого футболиста, который принимает на грудь янтарный мяч. Причём из мяча, как сообщил главный архитектор Калининграда, должна литься вода. Проектная высота скульптуры 25-метров, а рабочее название Waterman (от английского: «водный человек»).
В тело «Водного человека», по словам Генне, должны быть вживлены источники света. Калининградского футбольного колосса должно быть видно как с Высокого, так и с Берлинского моста, считает главный архитектор Калининграда.
Следующее решение по оживлению околоводной среды также продиктовано требованиями оргкомитета чемпионата мира по футболу: наклонный газон между улицей Пролетарской и Нижним прудом превратят в большую лежанку для болельщиков. На противоположном берегу озера установят гигантский экран в 150 метрах от зрителей. Фанаты должны наблюдать за калининградской серией игр ЧМ-2018 полулёжа под открытым небом. Подразумевается, что обслуживать и снабжать электричеством этот супертелевизор должны сотрудники ГТРК «Калининград».
Застройка у Нижнего пруда?
Чем должны жить берега Нижнего пруда после 2018 года, в здании на площади Победы, 1, пока не решили. По высказываниям управленцев, ясно одно: нынешнее состояние этого водоёма неприемлемо. На вопрос «как дальше?» призваны ответить исследование калининградского архитектора, консультанта Министерства культуры России Олега Васютина и резолюция «береговой секции» семинара «День реки». Исследование у чиновников на руках, а резолюцию они пока не приняли.
Что предложил Васютин? Высокую булыжную отмостку между водой и склоном нужно убрать, полагает градостроитель. К воде должен быть прямой доступ. По крайней мере у тех, для кого пруд – это дом.
«Муравей ползёт по ветке ивы, падает в воду, его съедает рыба – это и есть жизнь», – проиллюстрировал такую концепцию Васютин. Ряды булыжника между лужайками и прудом, по его мнению, отделяют экосистемы воды и суши друг от друга. Не менее разделены прошлое и настоящее застройки у озера, считает эксперт.
«Калининград должен впитать в себя историко-культурный ресурс, которым город пользовался раньше, – продолжил архитектор. – На берегах Нижнего пруда возможно фрагментарное восстановление старой застройки: поставить знаковые здания, воссозданию которых ничто не мешает. Потребуются масштабные археологические работы, но они дадут ответы на многие вопросы. В том числе на вопрос о том, что можно сохранить или восстановить».
В противовес своей концепции развития Нижнего пруда, Васютин напомнил о печально известном строительстве здания на улице Сергеева, 4. В подвалах дома, который был его предшественником, находилась одна из известных масонских лож. Спасательные археологические раскопки, которые велись перед строительством, были свёрнуты. Исторический объект фактически уничтожен.
Калининградские общественники на семинаре выдали свои идеи оживления Нижнего пруда: вернуть прогулочные катамараны, отдать скверы на поруки конкретным сообществам по интересам, пробить сквозные проходы к водоёму с улицы Клинической, через неиспользуемые здания ликёро-водочного завода и бывшего «Торгмаша», отдать заброшенные корпуса в аренду, под офисы, а также сделать пешеходный переход через улицу Черняховского от Верхнего пруда. Главный архитектор Калининграда пообещал, что перечень рекомендаций войдёт в техзадание одного из грядущих архитектурных конкурсов.
Кому нужно купаться у Деревянного моста
Ещё одна новая водная затея – оживить набережную Генерала Карбышева. А точнее, тот спуск к Преголе, где отсутствует бетонное берегоукрепление. Это предложение главного архитектора Калининграда стало ответом на упрёк преподавателя кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Данияра Юсупова. Петербургский участник калининградского семинара нелестно высказался о реконструкции Набережной Трибуца. По его мнению, она отрывает калининградцев от воды. Прикоснуться к Преголе либо просто посидеть у её спокойной глади на Трибуца практически невозможно. Одетые в камень берега приподнимают горожан над рекой, одновременно отстраняя от неё, считает петербуржец. Такие городские пространства характерны, по его мнению, для муниципалитетов тоталитарных, но не европейских стран, полагает Юсупов. Более того, на достижение такого результата тратились сотни миллионов бюджетных рублей. Хотя об этом гость из города на Неве напоминать не стал. Организаторы семинара «День реки» попытались убедить приглашённых экспертов, что калининградцы понимают, как развивать прибрежные территории по-европейски.
«Набережная Генерала Карбышева может стать городским пляжем, – заявил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. – Такая идея уже есть, и мы в состоянии сформулировать для этого техническое задание».
Многие ли готовы рискнуть искупаться там этим летом? Вряд ли. Похоже, главный архитектор считает иначе, хотя и не утверждал, что сам подаёт пример. На словах чиновника о пляже в центре Калининграда нервы не выдержали у местного эколога Александры Королёвой. Она воскликнула, что по химическому составу жидкость в Преголе вообще трудно назвать водой. По крайней мере водой, пригодной для купания, полагает Королёва.
«Давайте ещё поговорим о язвочках и педикулёзе! – Возмутился Генне. – Экологическое состояние и химический состав воды в Преголе – это не ко мне, а к главе города. Я – главный архитектор».
При этом Вячеслав Генне заметил, что каждое лето ловит в реке рыбу. Зачем оживлять берега, оставляя реку экологически грязной, организаторы семинара не объяснили. Зато обнадёжили жителей набережной Баграмяна, Буткова, Мариупольской и Красноярской.
Между СК «Юность» и островом Канта появится мост
Застройщик земельного участка между спортивным
комплексом «Юность» и отелем «Ибис» отказался строить речной вокзал,
анонсированный ранее. Компания возводит
отель на исторической территории кёнигсбергского квартала Ластадие (Lastadie).
Теперь инвестор заявляет о готовности перебросить пешеходный мост от улицы
Виктора Гюго на остров Канта, сообщили представители мэрии.
Ранее застройщики сетовали на излишнюю дороговизну наведения переправы. При том, что мост и речной вокзал являлись обременением застройщика. То есть это своего рода социальной нагрузкой. Платой городу за неудобства, связанные со стройкой и новыми парковками в центре.
«Обременение в инвестиционном контракте существует, но с годами меняется, город развивается, появляются новые потребности, – заявил заместитель главы Калининграда Артур Крупин. – Изначально большое количество калининградцев было за строительство пешеходного моста. Поэтому в окончательном варианте мы вернулись к этому предложению. Сейчас оно в стадии разработки. Официально в инвестиционный контракт изменения не внесены. Но мы всё ближе к дате, когда это будет сделано.
Инвестор только «за». Его удалось убедить в том, что именно пешеходный мост обеспечит доступность административных и гостиничных помещений, которые создаются в этом комплексе. Мост соединит Музей Мирового океана с островом Канта. Это решение более эффективно, несмотря на то, что для инвестора более дорогостоящее».
В ближайшее время со специализированными службами будут согласованы судоходные габариты для проектируемого моста. Скорее всего переправа будет стационарной и высокой, чтобы под ней могли пройти суда.
«Разводной мост будет дороже в обслуживании, и объём капитальных вложений [для его возведения] больше, – объяснил Артур Крупин. – Мы стремимся к тому, чтобы мост оказался стационарным. Это более реалистичное решение. Есть огромное желание сделать это до 2018 года. Если в течение двух-трёх месяцев будет найдено инженерное решение, которое устроит все портовые и морские службы, то к этому сроку этот мост построим».
Западная проммагистраль: 12 метров над уровнем реки
Куда более масштабный прожект анонсирован для другой части города – мост так называемой Западной проммагистрали. Он должен соединить берег реки западнее судостроительного завода «Янтарь» с посёлком Прегольским.
«Разводным этот мост не будет, поскольку такое решение – дорогостоящее, – рассказал заместитель главы Калининграда Артур Крупин. – Но этот мост будет такой высоты, которая обеспечит необходимые судоходные габариты. То есть не менее 12 метров [в высоту]. 12-метровый габарит обеспечивает прохождение судов практически всех классов, которые существуют в Калининградской области и в приграничных с ней территориях».
В общем, водных планов у мэрии пруд пруди. Упорядочить их решено с помощью нового генерального плана и макета.
«Сейчас мы прорабатываем тему создания макета города Калининграда площадью 10 на 10 метров, – объяснил Вячеслав Генне. – Макет должен быть сделан в течение года. У нас есть специалисты, которые смогут не только это сделать, но и поддерживать. В макет, разумеется, будут делаться вкрапления участков, которые должны инвестироваться».
Первые деньги вокруг инвестиций могут появиться задолго до перестроек набережных. На проведение архитектурных конкурсов понадобятся немалые средства, считают в администрации Калининграда. К примеру, затраты на мероприятие по планированию качественной общественной ландшафтной среды вокруг Нижнего пруда составят от 1,5 до 2 млн рублей, полагает главный архитектор Калининграда. А ведь кроме конкурса, на проект этого водоёма нужно отыграть номинации по многочисленным набережным реки Преголи и заняться другими озёрами. В общем, планирование прибрежных территорий может оказаться и хлопотной, и дорогой затеей.
Ещё масштабнее возможные дивиденды от реализации итогов международных конкурсов по модернизации околоводных пространств: Калининграду придётся привести в порядок более 10 км набережных Преголи и благоустроить практически все городские озёра.
© ИА Русский Запад/пс