На реставрацию “Фридланда” и “Хаберберга” денег нет

30.06.2016 01:00
   


Равелин "Фридланд" в Калининграде

В 2016 году бывшие немецкие укрепления в Южном парке не попадут в туристическую инфраструктуру Калининграда. Об этом «Русскому Западу» сообщили в Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области. На реставрацию крепостей Кёнигсберга на проспекте Калинина денег нет.

Состояние фортификационных сооружений XIX века со временем (вполне ожидаемо) не улучшается. Особенное, если, как писал «Русский Запад» (№10, 18 мая 2016 года, «Пережитки сложных времён»), равелины Хаберберг и Фридланд использовать под склады, торговые лавки и офисы. Эксперты рекреационного бизнеса полагают, что такие объекты должны зарабатывать на туризме.

«Напрашивается вариант с гостиницей, ведь рядом Южный вокзал и это было бы удобно для туристов», – предположил руководитель департамента стратегии развития туристических кластеров и специальных программ Корпорации развития туризма Калининградской области Михаил Ксенофонтов. Но для этого нужно отреставрировать равелины.

О ремонте и туристическом будущем бастионов генерала Астера можно только мечтать. Во всяком случае, в текущем году. Крепости состоят на государственном учёте и по-прежнему важны для региона. Но всё упирается в финасы.

«Равелины Хаберберг и Фридланд имеют историко-культурный статус объектов культурного наследия регионального значения», – сообщила в ответе на запрос информации «Русского Запада» Татьяна Шувалова, исполняющая обязанности директора Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

Что конкретно нужно охранять от нерадивого хозяйствования? Подъёмные механизмы мостов, кирпичную кладку, бойницы или что-то ещё? Ясности в этом вопросе сейчас нет. Как только предмет охраны станет понятным, ответственность арендаторов можно будет оценить в рублях. И тогда обвалившиеся кирпичи или гниющие крепостные ворота могут обойтись пользователям укреплений дорого. В буквальном смысле. Восстановление объекта культурного наследия по закону возложено на пользователя. Пока же в вопросе с конкретными предметами охраны фортов царит неопределённость. Все отвечают за всё сразу, а по сути никто не несёт ответственности за что-то конкретное. Ситуация благоволит владельцам офисов, складов и продуктовых лавок на проспекте Калинина, 2 – 4.

«Предметы охраны объектов культурного наследия в установленном порядке не определены», – говорит Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области про бастионы Фридланд и Хаберберг.

Но границы зон охраны у памятников истории есть уже сейчас. Непонятно только, за что спрашивать с подписантов договоров аренды? Среди формальных исполнителей охранных обязательств есть не только арендаторы.

«Равелин Хаберберг принадлежит на праве собственности юридическому лицу, используется под офисные помещения» – звучит в официальном ответе Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

Как ранее сообщал один из арендаторов равелина, офисы в Хаберберге снимаются у «Балтийской инвестиционной компании». В равелине Фридланд кипит торговля портвейном и кладбищенскими туями. По информации службы, он находится в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «Дирекция по инвестиционной деятельности». Помещения в памятнике европейской фортификации сдаются в субаренду третьим лицам.

При этом, по версии властей, правообладатели проводят работы по поддержанию объектов культурного наследия в эксплуатационном состоянии. Невооружённым глазом, правда, видно, что и Хаберберг, и Фридланд нуждаются в профессиональной реставрации. Как, например, это произошло с Королевскими воротами в 2005 году. Но...

«Ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия не проводились ввиду отсутствия целевого финансирования указанных работ, – заключает Татьяна Шувалова. – В 2016 году включение равелинов Хаберберг и Фридланд в туристическую инфраструктуру не планируется».

© ИА Русский Запад/пс