Улица, которую нужно смотреть с конца
Улица Багратиона названа в честь легендарного главнокомандующего, руководившего сражениями в войне 1812 года против наполеоновского нашествия, – Петра Ивановича Багратиона.
При немцах улица называлась Унтерхаберберг и Альтер Гартен на разных участках. Самое древнее сооружение, сохранившееся здесь, – Бранденбургские ворота. Именно они завершают улицу на перекрёстке с Железнодорожной.
Городские ворота
Современный облик ворота приняли в 1843 году. Со временем на них появились прусские гербы и портреты фельдмаршалов и генералов. Сейчас внутренние помещения закрыты от посторонних глаз. Как объект культурного наследия, ворота регулярно посещаются туристическими группами. Калининградцы продолжают пользоваться воротами по назначению – через них движется транспорт. Сохранились и трамвайные пути, по которым совсем недавно ходил и трамвай.
Аналогичный архитектурный объект в Берлине (ФРГ) является, пожалуй, самыми известными воротами в мире. Калининградские Бранденбургские ворота пока не могут этим похвастаться, но уже стали частью официального экскурсионного маршрута.
Плачевная набережная
Улица Багратиона начинается у набережной Преголи, от Высокого моста. Этот участок улицы, видимо, изза близости реки постоянно подвергается нашествию недобросовестных отдыхающих. На берегу местные жители сообразили небольшую беседку с контейнером для мусора, который, по всей видимости, не вывозился оттуда с момента появления самодельной рекреационной зоны.
Частные гаражи соседствуют тут с традиционной горой пустых пивных бутылок. Мимо берега снуют туристические катера и речные трамвайчики, пассажиры которых наблюдают со смешанными чувствами за творящимся на берегу безобразием.
Все краски Кёнигсберга
Улица сохранила лишь малую часть былой красоты города. Военные и послевоенные годы смогли пережить буквально несколько домов. Один из них (№№ 24–28) заключил в себе все цвета и оттенки кёнигсберской архитектуры: классический красный кирпич виден со двора, желтый огнеупорный снаружи перемежается с зеленым и красным, торец здания отштукатурен с множеством цветовых погрешностей от цвета деревенского сливочного масла до цвета магазинной горчицы. В общем перепутать этот дом с какимто другим просто не получится, как и отыскать второй такой же. Возможно, внутри он попрежнему уникален, как и снаружи. Раньше в примыкающем на улице Эпроновской части дома была одна из городских бань.
Другой привет из прошлого на Багратиона – необычная арка, соединяющая два дома: № 103 и № 105. Её бледная штукатурка сходит на нет, лепнина выборочно осыпалась, обнажив кирпичную кладку, несколько молодых побегов берёз приютились на её изгибах. Возможно, пройдёт пара лет, и арка рассыплется совсем, не оставив и следа. Фасад соседнего дома №№ 105–107 нуждается в капитальном ремонте, как и многие другие дома на улице.
Весь покрытый зеленью
Покрытый зеленью абсолютно весь… Это не остров невезения из «Бриллиантовой руки», а жилой дом №№ 119–125 на улице Багратиона. Чтото пошло не так при капитальном ремонте. Весь фундамент покрыт ровным слоем зеленой плесени и мха. Днём подъезды приходится открывать настежь, чтобы проветрить дом от сырости. Соседний дом аналогичной постройки (№№ 113–117) занят дорогими бутиками, участок перед которыми прилично благоустроен. В итоге получается когнитивный диссонанс: одежда с хорошими ценниками продаётся в старом немецком доме с блеклыми, осыпавшимися стенами.
Звание «Самый страшный торговый центр Калининграда» должно достаться административному зданию с магазинами на улице Багратиона, 49. Администрация Калининграда недавно поменяла название соседней остановки на «Областную филармонию». Но для калининградцев это, как и раньше, «Рембыттехника». Дорожка перед зданием исчезла как класс, ступеньки покосились и накренились от старости. Но на соседней парковке с дорожным покрытием всё нормально.
Сельская ярмарка
Чем ближе к перекрёстку с Ленинским проспектом, тем оживлённей становится улица и безрассудней пешеходы. От начала Багратиона и до Ленинского проспекта устроены три пешеходных перехода. Они находятся на приличном расстоянии друг от друга, и горожане предпочитают переходить дорогу в любом удобном для них месте. Особенно много людей нарушают правила у местной стихийной ярмарки.
Прилавки завалены кукурузой, помидорами, огурцами, ягодами и грибами, словом, всем, что удалось вырастить и собрать в регионе. Легальная торговля мирно соседствует с нелегальной – с колёс и из багажника.
Подъезд как препятствие
У длинного девятиэтажного дома №№ 1–13 в самом начале улицы молодая мама пытается выбраться из подъезда вместе с коляской. Для одного эта задача не из лёгких.
– Мы приехали с ребёнком на лето, чтобы навестить бабушку, – рассказывает Светлана. – И тут я поняла, насколько наш город не приспособлен к жизни с малышом. Каждый поход на улицу с детской коляской становится настоящим испытанием: в доме очень узкие лифты, куда можно влезть только бочком. Но самое страшное – впереди. Ни одна лестница не имеет даже намека на пандус. Спуститься или подняться, не разбудив ребёнка, просто невозможно.
Улица Багратиона закрыта на период ремонта Высокого моста. Но власти Калининграда обещают открыть для сквозного проезда на улицу Дзержинского хотя бы перекрёсток – уже к 1 октября 2016 года. К этому моменту обещают вернуть сюда и трамвай.
Работы по реконструкции моста ведутся постоянно. Жители улицы Багратиона их и видят, и слышат.
– Строители торопятся поменять трубы, ведь впереди отопительный сезон, а остров попрежнему живет без горячей воды, – говорит Светлана. – К шуму из окна мы уже привыкли, ребёнок почти не реагирует на бесконечный гул работающей техники, да и мы смирились. Здесь все понимают необходимость такого положения, а за стройкой наблюдают из окон дома.
Реконструкция самого Высокого моста должна завершиться в мае 2017 года. Тогда и на улицу Багратиона с острова можно будет попасть напрямую.
Софья СИНЕНКО