Алексей Венедиктов: "Ваша журналистская репутация - это Ваш капитал и Ваши инвестиции"

13.08.2013 11:00
   


Алексей Венедиктов: "Ваша журналистская репутация - это Ваш капитал и Ваши инвестиции"
Самый сильный в России интервьюер свой путь в профессию начинал из-под стола в 35 лет. На фото: Алексей Венедиктов и специальный корреспондент Русского Запада Виталий Листопадов.

В "Балтийском Артеке" состоялась встреча с Алексеем Венедиктовым, главный редактором радиостанции "Эхо Москвы". Встреча была разделена на две части, каждая из которых делилась на повествовательную, где Алексей Алексеевич рассказывал о своем нелегком карьерном пути и делился опытом, давая полезные советы и рекомендации, и диалоговую, в которой каждый пришедший мог задать вопрос главному редактору "Эха Москвы". Естественно, свои вопросы были и у корреспондента Русского Запада Виталия Листопадова.

За 4-часовую встречу было затронуто множество разнообразных тем - от взаимоотношений с Владимиром Путиным до формирования новостного листа на радиостанции.

- На чем основывается успешный карьерный рост?

- На трех столпах: личная самооценка и амбиции; врожденные природные качества и предрасположенность к тому или иному делу; социальное позиционирование, в частности - умение найти себя в новом информационном обществе.

- Как Алексей Венедиктов пришел в журналистику?

- Я - человек вполне успешный, я был обычным, но хорошим советским учителем до 35 лет. Мои друзья сделали независимое радио. Так, от нечего делать. Меня в 35 лет посадили под стол. В прямом смысле. Тогда телефонного провода не хватало, и когда был звонок на радио, загоралась красная лампочка на аппарате, а он стоял как раз под столом. Вот я и сидел там и показывал пальцем вверх, - есть ли звонок в студию или нет. Четыре года я бесплатно работал на радио.

- Был ли негативный опыт работы в СМИ?

- Во время чеченской кампании меня два раза выводили на расстрел. Прям стояли эти бородатые боевики передо мной, передергивали свои автоматы. А я что сделаю? Я человек сугубо гражданский, оружие не носил и не ношу, меня другому обучали. Каждую щербинку запомнил в этой стене, у которой мы стояли.

- А начинающим коллегам что посоветуете?

- Не бойтесь совершать ошибки, это лично Ваш опыт. Главное - понять, чем Вам нужно заниматься, где себя применить и найти. Если не получается в каком-то направлении, задумайтесь, а тем ли занимаетесь, и пробуйте себя в том, в чем Вы будете более успешными.

Очень трудно бороться с самим собой, постоянно нужно себя развивать и держать в тонусе. У молодежи сейчас клиповое сознание, молодежь не успевает читать, только смотрит короткие ролики. На это тоже нужно делать скидку, работая в журналистике.

В постиндустриальную эпоху нет ни одной профессии в отдельности, - все сращивается, все на стыке, и чем быстрее Вы найдете формулу применения своих способностей, тем быстрее придет успех.

- В журналистику пришли новые веяния - социальные сети и интернет…

- Все, кто пишет в соцсетях и имеет даже минимальное количество подписчиков, - паражурналисты. Каждый живет в своем мире, каждый создает свое информационное пространство. Даже если напишете, что такой-то фильм - говно, то кто-то из друзей задумается, идти на него в кинотеатр или нет.

Естественно, существуют и проблемы. Например, взломали Твиттер американского информагентства, написали, что был взрыв в Белом доме и Обама ранен. Многие подхватили эту новость, а она была фейком.

В эпоху социальных сетей и быстрого обмена данными одной из важнейших задач журналиста и любого другого человека, желающего получить достоверные данные, является верификация информации, новостей. Нужно делать выборку и приходить к общему знаменателю.

"Наше все" (так Алексей Венедиктов называет действующего Президента РФ – прим. Русского Запада), например, считает, что интернет - зона дезинформации и манипуляции. Отчасти он прав. Например, если мы - сидящие здесь, в аудитории - напишем в социальных сетях, что отравились Пепси-Колой, то поверьте, в регионе какое-то время Пепси будут покупать меньше.

- Журналистика и политика зачастую идут бок о бок…

- Власть должна вести диалог с обществом. Через СМИ - в том числе. У нас ("Эхо Москвы" – прим. Русского Запада) получилось добиться определенной независимости от государства. 66% акций станции принадлежат Газпрому, 34% - журналистам. Каждый год мы платим дивиденды Газпрому.

Я не состою ни в какой политической партии, я не голосую с 1998 года, не хочу, чтобы мой авторитет влиял на моих слушателей. Я бы вступил в Пиратскую партию, если бы она была действительно хорошо организованной и адекватной. Я за пиратов.

"Наше все" предлагал мне быть его доверенным лицом, - я отказал. Вообще, я считаю, что патриотизм воспитывается не государством, а семьей. Только лицемеры бьют себя в грудь и говорят: "Я – патриот!" В одной из самых патриотичных стран мира, в США, когда была война с Ираком, миллионы были против войны, миллионы людей за, - и те, и другие - настоящие патриоты, их беспокоит то, что происходит в стране, они не боятся говорить об этом и выходить на улицы.

Сейчас очень актуальна тема выборов мэра Москвы. "Эхо Москвы" очень много рассказывает о действиях кандидатов, в особенности - Навального и Собянина. По моей оценке, рейтинг - 70 и 90% у каждого соответственно. Я подготовил часовое интервью с каждым из них, и каждый ответит мне на вопрос: "Что делать с мигрантами?"

- Многим, наверное, интересно узнать побольше и о "внутренней кухне" "Эха Москвы"…

- Мне удалось переманить Сергея Доренко. Он - человек очень интересный и профессионал. Правда, в его карьере были и взлеты, и падения, но очень сложно найти человека, чье мнение будет интересно другим людям.

Мне интересно брать интервью у людей, которые находятся на "переломе". Сейчас, на мой взгляд, это Навальный, Ходорковский, Сердюков, Саакашвили.

С регионами мы работаем по следующей схеме: 9 часов в эфире без изменений вещают наши партнеры в регионах, а остальное - им на откуп. Мы в редакции давно поняли, что люди в регионах знают, что у них происходит, гораздо лучше нас, сидящих в Златоглавой. Естественно, когда возникает какой-то конфликт или проблема, мы стараемся помочь нашим региональным партнерам, в Москве это сделать проще - позвонить, сходить на прием, решить проблему".

- У каждого мэтра есть свои "фишки"?

- Пожалуй, я - самый сильный интервьюер в России, но в тоже время - плохой новостник. Любое интервью - это коммуникация с человеком. Здесь важны 2 фактора:

1) интерес к собеседнику или к ситуации, в которой находится собеседник;

например, у меня нет вопросов к Сноудену, аудитории, быть может, интересно, а вот тебе - нет, тогда не стоит делать интервью;

2) подготовка; я тщательно готовлюсь к любому интервью, необходимо разбираться в том, о чем собираешься говорить и спрашивать, чтобы тебе не "навешали лапшу".

Но любая подготовка - это база для импровизации, главное, "чтобы клиент дернулся". Все великие люди - непредсказуемы, а первые лица стран - это особая категория. Например, Владимир Путин до сих пор вспоминает наше первое с ним интервью про армянские танки (которые должны были быть списаны в Мурманске, а оказались в Карабахе), когда о будущем президенте почти никто не знал.

Тяжелым профессиональным решением для меня было отказать пресс-службе Барака Обамы в проведении интервью. Для меня как для журналиста недопустимо условие пресс-службы о том, что интервью должно длиться всего 12 минут. Это непрофессионально для меня, всего 3 коротких вопроса.

- Есть ли будущее у классических и электронных СМИ?

- Крупнейшие мировые газеты закрываются. Все уходят в интернет-пространство, никто не знает – ни журналисты, ни инвесторы, ни редакторы, - что нас ждет, какое сращивание и какие изменения последуют из-за ухода аудитории в интернет. Газеты останутся неким редким гурманством для снобов.

На "Эхе Москвы" есть специальная команда, которая мониторит крупнейшие и не очень издания, их фишки, их изменения. Мы хотим быть в тренде, хотим быть на волне, хотим быть первыми в России. Мы серьезно подходим к вопросу о перспективах развития. Можно сказать, что сайт и радиостанция - это два совершенно разных подхода.

- Что такое журналистская репутация по Алексею Венидиктову?

- Ваша репутация журналистская - это Ваш капитал и Ваши инвестиции. Относитесь к ней серьезно. Не совершайте действий, которые могут ей навредить.

Я не езжу на Селигер, считаю, что это может навредить моей репутации. А в "Балтийский Артек " я приехал, т. к. знаю, что это не испортит мою репутацию. На самом деле я сейчас нахожусь в отпуске и в свое свободное время решил приехать к Вам.

P.S. И в самом конце Венедиктов любезно сфотографировался со всеми желающими, в том числе и с корреспондентом Русского Запада, ответил на короткие вопросы и пожелал аудитории профессионального роста и успеха.
(0)
Опрос
  • Сколько вы получаете в месяц?
Проголосовало 333 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты