Судьба галереи

01.03.2017 12:00
   


Замдиректора Эрмитажа Алексей Богданов на презентации книги "Эрмитаж в Калининграде"

Решение о переезде Калининградской художественной галереи в здание ДКМ (Центр культуры молодёжи) стало совершенно неожиданным для всех, когда в ноябре 2016 года врио зампредседателя правительства Калининградской области Гарри Гольдман подтвердил эти планы.

Буквально через неделю после его заявления острая актуальность такого решения так же неожиданно подтвердилась: 15 ноября 2016 года, из-за прогрессирующих трещин и протечек крыши, Художественная галерея была вынуждена сократить выставочные площади и перенести постоянную экспозицию «Калининград - Кёнигсберг: мост над временем» в другой зал. Пришлось отказаться от некоторых привозных проектов.

«Галерею эксплуатировать не будем. Восстановить её не будет возможности. Как общественное пространство её [галерею] мы, власть, точно эксплуатировать не будем. Там вот такие проёмы, в ладошку, целиком уже может помещаться», - прокомментировал глава Калининградской области Антон Алиханов будущее этого здания в январе 2017 года.

Судьба Художественной галереи, её ценных экспонатов и будущих выставок волнует многих. Не остаются в стороне и ведущие эксперты России. 16 февраля 2017 года в Калининград приезжал заместитель генерального директора Эрмитажа, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Алексей Богданов. Целью его визита стало участие в презентации книги «Эрмитаж в Калининграде», посвященной памяти его коллеги, калининградца Владимира Матвеева. Но перед этим Алексей Валентинович побывал в здании бывшей Кёнигсбергской биржи, посмотрел, в какие условия планирует переехать галерея, и пообщался с корреспондентом «Русского Запада».

- Алексей Валентинович, правильным ли было решение перевести Художественную галерею в бывшую Кёнигсбергскую биржу? Насколько это целесообразно?

- Целесообразность – это вопрос экономический и культурный. А то, что решение правильное – это точно. Здание, например, мне очень понравилось. Оно гораздо красивее того, в котором галерея находится сейчас. Там можно сделать прекрасную галерею, художественный музей. Плюс там можно сделать, как мне кажется, зал для торжеств, в котором будут проводить общегородские мероприятия, например, отмечать какие-то праздники, скажем, выпускников военных училищ, мероприятия присяги и так далее.

Я не говорю про концерты, а именно о проведении награждений, вручении правительственных наград, потому что в ДКМ прекрасный огромный зал. Его нужно раскрыть, так как сейчас он, к сожалению, перегорожен, не виден, там даже второго света нет, так-то он вообще исторически трёхсветный. Не знаю, можно ли восстановить третий свет, потому что были окна в три ряда, но само здание прекрасно подходит для галереи. Мне кажется, оно само по себе уже красивое. Я не очень хорошо знаю Калининград, но с точки зрения расположения место более выгодное. То, что называется модным словом кластер, там гораздо лучше, чем на Московском проспекте. Но подчеркну – это моё впечатление, может совсем стороннее, вам виднее здесь в Калининграде.

- Взгляд со стороны тоже нужен.

- Я, может, не очень знаю туристические потоки, но, насколько понимаю, они больше там, где бывшая Кёнигсбергская биржа, остров Канта, Рыбная деревня, чем здесь, на Московском проспекте.

- А как вы оцениваете фронт работ, который предстоит сделать прежде, чем Художественная галерея переедет в здание биржи?

- Здание вообще в хорошем состоянии. Я осмотрел подвал, вскрыл там один люк, кирпичная кладка сухая, даже внизу, под цокольным этажом. Конечно, это поверхностный взгляд, нужны исследования, но, как правило, в таких местах всегда мокро, а здесь сухо. Это очень хорошо, несмотря на близость реки. Значит, гидроизоляция там в порядке. Там есть некие проблемы скорее по логистике, но это вопрос к проектировщикам, то есть нужно поработать над маршрутами: где будет гардероб, где сделать кафе, музейный магазин, где сделать вход, ведь на бирже есть парадный вход, нужен служебный. Это всё надо продумывать, потому что пока это не готово.

- Здание биржи стоит на сваях, на воде, сейчас подвалы не затоплены, кирпич сухой, но подтопления случались и, не исключено, что повторятся снова.

- Надо делать гидроизоляцию, в этом ничего сложного или необычного нет. Это всё абсолютно реально сделать. Венеция вся так стоит, Брюгге, Берлин, да много городов, где здания уходят непосредственно в воду. Технически это совершенно не проблема. Гораздо опаснее проблема с нынешним зданием. Когда делали набережную Адмирала Трибуца, сдвинулся фундамент, начало трещать здание – вот это хуже, сложнее. А там, в бирже, всё стоит. Просто гидроизоляция, конечно, за столько лет пропиталась, но это уже стандартная работа.

А здесь - наклон, это совершенно другое, это сложнее. И это не выправишь.

Биржа Ленинский проспект 16082014.JPG

Бывшая Кёнигсбергская биржа

- Как вы думаете, может, было бы лучше построить новое здание для Художественной галереи?

- Нет. Мне кажется, что лучше взять историческое здание. К сожалению, мы сегодня не строим таких красивых зданий. Наверное, можем, но не строим. Современная архитектура она всё-таки другая. Здание Кёнигсбергской биржи лучше, чем новостройка.

- У Эрмитажа ведь тоже есть проект реставрации биржи под музей. Может быть, Калининграду стоит перенять опыт?

- Да, совершенно верно. В 2014 году Эрмитажу было передано здание Биржи на Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Планируем разместить там Музей геральдики (в феврале 2017 года замдиректора Эрмитажа по капитальному строительству Михаил Новиков озвучил ориентировочную стоимость работ – 1,6 млрд руб. Окончание работ и открытие музея намечено на 2019 год. - Прим. РЗ).

У нас на Бирже тоже большой центральный зал, который планируем так же, как я уже говорил про Калининград, использовать для торжественных приёмов. Работа уже начата, завершён проект. В настоящее время укрепляем фундамент. Скажу честно, ситуация у нас посложнее – здание биржи с трех сторон окружено водой, поэтому пришлось усиливать фундамент, бурим скважины, а дальше можно будет уже реконструировать здание. Без подготовки фундамента вся работа может пойти насмарку.

- То есть в этом плане у нас ситуация оказалась несколько проще?

- С виду да, но с виду и биржа выглядит хорошо. На самом деле, нужно проводить  большое обследование, так не могу сказать. Я просто увидел, что кирпич сухой, но насколько сильный фундамент и насколько его надо укреплять – не знаю, конечно.

- О том, что Художественная галерея переедет в здание бывшей биржи стало известно в ноябре 2016 года. Переезд намечен на 2017 год.

- Я думаю, что галерея сможет переехать в этом году лишь частично. Так скоро полный переезд невозможен, потому что сначала нужно подготовить помещения, куда будут переселяться те, кто там находится. Помещения для кружков, которые расположены сейчас в бирже, найдены, их сейчас ремонтируют, деньги на это есть, но это займёт время. Эти помещения будут готовы, думаю, осенью. Никто на улицу никого не выгонит.

- У Художественной галереи была идея сделать «подвижными» сцену и сиденья в зале, чтобы при необходимости можно было выдвигать сцену, устанавливать стулья и играть спектакли, а, когда нужно, убирать всё это.

- Такие залы-трансформеры очень удобны. У нас такие есть, например, в Главном штабе. Там можно проводить всё что угодно, в рамках разумного, конечно. Но это «всё что угодно» должно проходить под эгидой галереи. Там может выступать кто угодно, но все это должно быть юрисдикцией одного лица. Потому что когда два юридических лица, то это рано или поздно приведёт к конфликтам.

Художественная галерея Московский проспект.JPG

Пока Художественная галерея располагается по старому адресу - на Московском проспекте,60-62

- В центре города у нас идут раскопки Королевского замка, и планируется воссоздать Западный флигель, в том числе под музеи. Насколько, по вашему мнению, такой объект впишется в культурный и архитектурный ландшафт Калининграда?

- Мне кажется, это - очень дискуссионный вопрос, и тут даже мнения горожан я слышал совершенно разные. Кто-то считает, что этого в принципе нельзя делать, потому что это просто будет новодел, кто-то считает, что нужно сохранить как эпоху. Понимаете, есть некий предел музеев, которые туристы могут посетить в одном городе. Всё зависит от количества туристов и от возможностей города. Не знаю, я не сторонник таких вещей, потому что от замка ничего не осталось. Можно музефицировать раскопки, наверное, это можно и нужно сделать.

Если в Калининграде что и нужно делать, так это форты в порядок приводить. Многие из них в совершенно запущенном состоянии. Сам лазил по многим фортам у вас, поэтому знаю, в каком они состоянии. Зачем строить новое, когда нужно сначала всё старое сделать, привести в порядок. И уже потом можно подумать о новом.

Есть же ещё идея полностью восстановить Королевский замок. Вроде хорошо, интересно, здорово. С другой стороны, власти сколько лет ничего не могут сделать с уже построенным и стоящим в центре города Домом Советов. А это 1/20, наверное, часть замка. Давайте браться за реальные проекты!

- Говорят, при строительстве Дома Советов были допущены определённые нарушения, оно небезопасно, поэтому его и не заселяют.

- Я не знаю всей этой истории. Но знаю, что здание стоит много лет. Может быть, оно неправильно по духу построено, потому и не заселяется. Так сказать, стоит не на том месте.

Я к тому, что, когда говорят «Давайте восстановим Королевский замок!», это же гигантский затратный проект, но при этом не можем привести в порядок те исторические объекты, которые у нас есть. Например, здание бывшей гауптвахты, расположенное рядом с биржей. Красивейшее здание, а прямо на фасаде растут деревья. Может быть, сначала нужно это привести в порядок, а потом уже думать о новостройках, если не будет хватать культурных объектов. Просто пока мы будем строить новое здание, всё остальное развалится. С точки зрения новизны я бы пока восстанавливал историю, реставрировал то, что есть.

- Уйдем от темы переезда и исторических зданий. В коллекции Художественной галереи есть работы графиков, живописцев и скульпторов Кёнигсберга. Насколько эта коллекция известна в музейном сообществе России?

- Я могу судить только косвенно, поскольку совсем не искусствовед. Но насколько я знаю и то, что я слышал, - вполне хорошая коллекция, достойная.

IMG_0910.JPG

Алексей Богданов (второй справа) на презентации книги "Эрмитаж в Калининграде"

- Вы приехали в Калининград на презентацию книги «Эрмитаж в Калининграде» посвященную памяти замдиректора Государственного Эрмитажа, калининградца, Владимира Матвеева.

- Да. Очень хорошо, что сделали такую книгу о Владимире Юрьевиче. Мне довелось с ним работать 30 лет и, к сожалению, мы никогда не найдём ему замену. Мы даже не стали сохранять должность замдиректора по выставкам и развитию, потому что мы не найдём человека на эту должность, человека, который бы мог вот так же, как Владимир Юрьевич эту работу выполнять. Он всегда фонтанировал идеями, всегда придумывал что-то новое, он был потрясающим генератором идей. Я очень рад, что в Калининграде помнят его, ведь здесь он проводил много времени, был отсюда родом, всё время приезжал, боролся здесь за музеи, галереи, пытался добиться ремонта для них. Получилась добрая книга, такая книга памяти и воспоминаний. По-разному же можно написать. Но тут очень хорошо написано.

Он был уникальным человеком. В Эрмитаже, куда ни пойдёшь, везде натыкаешься на его какие-то придумки. Идёшь и думаешь: «Это придумал Владимир Юрьевич, и это то же, и это». Удивительно, как много он зародил таких ростков, которые теперь живут, развиваются, вырастают в целые направления.

- А вы знаете, как Владимир Юрьевич пришёл в Эрмитаж?

- Он пришел грузчиком, рабочим. У него в трудовой книжке стоит очень символическая запись: «Рабочий Эрмитажа». Но она сокращена до: «Раб. Эрмитажа». Так это и есть – раб Эрмитажа, на всю жизнь. Он прошёл большой путь от рабочего до замдиректора. Всегда хорошо, когда человек начинает с самых низов, знает всё изнутри, вырос в этой среде. Эрмитаж – это вообще не работа, а образ жизни.

(с) ИА Русский Запад/Анна Михайлова

(с) Фото: Художественная галерея, Алексей Шабунин