Скутер, прощай?!

30.07.2018 12:00
   


Мотороллер перестал привлекать молодёжь. Надолго ли?

Как преодолеть пробку? Этот вопрос возникает дважды в день, по дороге на работу и домой. В 2018 году 247 рабочих дней, и, вероятно, ни один не пройдёт без ожиданий в транспортных заторах. Купить машину, чтобы стоять в стадах других автомобилей до самых седин?! Велосипед – не для всякой погоды.

Здесь мог бы пригодиться скутер! Недаром они снуют по городам европейских и арабских стран. Египтяне развозят на мотороллерах финики и чай, турки ездят на работу в отели и рестораны. «Белые воротнички» в банковских кварталах Милана буквально приросли к своим фигуристым «Веспам» и лёгким «Ламбреттам». Верхом за хлебом и вином? Легко! Маломощная, но компактная «табуретка» примиряет бедных и богатых. Так было – точнее, могло бы стать – и в Калининграде.

Но три – четыре года назад жужжащая масса мопедов и мотороллеров стала таять. Для скутеристов ввели права.

Роковые поправки

За последние четыре года обороты и количество занятых в торговле мотороллерами и запчастями в Калининграде сократились в несколько раз. Предприниматели рассказали «Русскому Западу», почему именно водители скутеров сформировали их клиентуру, и что произошло после введения прав на управление этим видом транспорта.

В конце 2013 года в России вступили в силу поправки в Закон «О безопасности дорожного движения». Ими были введены обязательные права на управление транспортными средствами для мопедов, скутеров и лёгких квадроциклов. Любителям такой техники теперь нужно платить за учёбу и госпошлины на права новой категории – категории «М». Законодательные новации стали первым ударом по этому сегменту бизнеса.

«До вступления в силу нормы о правах на скутеры, их водителей в Калининграде было в несколько раз больше, чем мотоциклистов. Именно скутеристы кормили наш бизнес. Благодаря им, у нас был стабильный заработок, – рассказывает «Русскому Западу» калининградский предприниматель, занимающийся по-прежнему продажами запчастей и ремонтом скутеров и мотороллеров. Он пожелал остаться неназванным. – Мы же снабжали запчастями фирмы, которые чинили мотороллеры. Работали в связке с сервисами, за счёт чего и жили. Не нужно было брать деньги на жизнь из других направлений деятельности».

В 2014 году в Калининграде, по его словам, было около полутора десятков магазинов, сервисов и пунктов снабжения запчастями, ориентированных, в первую очередь, на водителей лёгкомоторной техники. Каждый из них прямо или косвенно обеспечивал по 5 – 6 рабочих мест.

Когда у скутеристов потребовали предъявить права, подавляющее большинство из них отказались от ремонта этого транспорта. В результате, из 14 бизнесов закрылись 4. Остальные 10 оказались на грани закрытия. Уже четыре года они обслуживают клиентов и зарабатывают лишь от случая к случаю. Ещё хуже обстоят дела у местных производителей мотороллеров.  

Скутеры нередко ломались и были самым массовым двухколёсным транспортом.jpg
Скутеры нередко ломались, но оставались массовым двухколёсным транспортом


«Клиенты пропали»

«Мы не выпускаем скутеры уже три года. Рынок упал в 5 – 10 раз. Его просто уничтожили этим законодательным решением, – рассказал «Русскому Западу» руководитель Группы компаний «Балтмоторс» Дмитрий Сивков. – Раньше на мотороллерах ездили те, кому были недоступны водительские права на другие виды транспорта, по разным причинам, или те, кому было неохота возиться с получением таких документов. Со скутерами наши покупатели решали свою задачу по перемещению из пункта А в пункт Б: сел – поехал – приехал. Когда ввели обязательные права для этой категории, клиенты пропали. Спрос упал, и его практически нет».

Поправки в закон о правах категории «М» повлияли на продажи такого транспорта во многих регионах России. Последствия ощущаются до сих пор, о чём уже в 2014 году написал журнал "Мото".

«Когда власти решили ввести права на скутеры и мопеды, всё было задумано, чтобы сократить число аварий, а водителей обязать ездить по правилам и в шлемах. На деле же законотворцы фактически уничтожили целый класс потребителей», – продолжает тему анонимный собеседник «Русский Запад».

Издание "Авто-ревю", со ссылкой на данные агентства «Автостат», рассказало, что с 2014 до 2018 года отечественный рынок мототехники и комплектующих сократился почти вчетверо: с 30 тысяч новых проданных мотороллеров до 7 тысяч.

О том, что спрос на мотороллеры упал быстрее, чем на автомобили, рассказала, например, Lenta.ru со ссылкой на данные Ассоциации европейского бизнеса. В официальных источниках таких сведений по Калининградской области нет. Однако, местные владельцы профильных мастерских и магазинов заверяют, что их положение не лучше, чем ситуация у коллег в других регионах России.

«Слишком уж много хлопот сейчас с этим видом транспорта. Не думаю, что люди побежали регистрировать свои скутеры. Скорее всего, просто оставили их в гаражах, где они и стоят», – предположил Дмитрий Сивков.

«Официальное обучение и госпошлины для получения прав на мотороллеры стоят столько же, сколько и на мотоцикл – 16 – 20 тысяч рублей. Те, кто принимал поправки в закон о безопасности дорожного движения, просто не изучили категорию людей, попадающих под действие таких норм – подростков, студентов и пожилых людей. У них нет лишних 20 тысяч рублей», – уверен владелец магазина и центра поставки комплектующих для мопедов.

Падение рубля

95% двухколёсной техники и запчастей приходит в Калининград из-за рубежа. Цена мотороллеров напрямую зависит от иностранных поставок и стоимости валюты. Поэтому представители местного мотобизнеса и говорят, что вторым ударом, после введения прав на скутеры, для них стало обрушение курса рубля. Действительно ли здесь есть прямая зависимость?

«Малый бизнес чаще имеет высокую оборачиваемость, поэтому оперативно подстраивается под изменения курса, если последствия и будут, то в производстве, – прокомментировали «Русскому Западу» в Калининградском отделении ПАО Сбербанк. – Те, кто имеет валютную выручку, очевидно, зависят от курса, так же, как и предприятия, закупающие сырьё в валюте. При импортозамещении производитель несёт дополнительные издержки, связанные с изменением логистики, что иногда приравнивает себестоимость к текущей, с учётом курса валют. При этом качество сырья не всегда соответствует необходимому уровню. При увеличении процента брака на производстве, предприятия рискуют в итоге получить убыток».

Тем не менее, когда появились расходы на права, любителей мотороллеров поубавилось. Когда в начале 2014 года рубль резко подешевел, технику и ремонт оплачивать было уже не на что именно для той категории потребителей, которые ориентировались на лёгкую и дешёвую двухколёсную технику. Насколько подорожала валюта, настолько же и жизнь. Жизнь бизнеса в магазинах и сервисах. Реализация и ремонт мотороллеров стала малорентабельной или убыточной. Старые клиенты ушли, а новых нет.

«Калининградская область – эксклав, а предприниматели здесь привыкли зависеть от курса и внимательно следят за текущими колебаниями, – оценивают последствия в Калининградском отделении Сбербанка. – Поэтому сильно такие изменения не влияют на положение малого бизнеса в Калининградской области. Предприниматели успевают подготовиться».

Косвенно эту оценку подтверждает и местный бизнес, говоря о других факторах, помимо изменений валютных курсов.

«По нашему сервису и магазину ударили ещё и арендные ставки, которые ежегодно росли на 10%. Сейчас удалось добиться снижения, но это не сильно улучшило положение, – рассказывает анонимный владелец магазина и мастерской. – За одно только электричество мы платим по 7 рублей кВт/ч. Подкосил нас и разгул интернет-магазинов: работает фирма, у которой всё оборудование это стул и компьютер. Им заказывают запчасти через интернет, они просто – посредники по доставке деталей из Китая. В отличие от нас, они не несут никакой ответственности за то, что продают, не говоря уже о том, что у сетевых торговцев нет своих сервисов».

«Сейчас действительно очень многое можно приобрести через Интернет, а рынок запчастей не восстанавливается», – считает руководитель ГК "Балтмоторс" Дмитрий Сивков.

«Мы  работаем по-старому, не только продаём, но и обслуживаем своих клиентов, платим государству все официальные сборы, но больше не ездим в отпуск, не тратимся на подарки, как это было до 2014 года. Работаем, чтобы выжить», – посетовал другой собеседник «Русского Запада» из этой же сферы бизнеса.

«Некоторые из нас ушли в другие виды ремонта, но после падения рубля в 2014 году и эти сектора «просели». Мы могли бы взять кредит в банке, чтобы выровнять своё положение, но не стали, хотя возможно это того стоит», – говорит владелец смежного бизнеса.

Между тем, в Калининградской области есть источники финансирования экспортных сделок малых и средних предпринимателей. «Мы ведём такую работу (финансирование экспортных сделок. – Прим. РЗ), но малый бизнес финансируем только в рублях, учитывая валютный риск», – прокомментировали «Русскому Западу» в Сбербанке.

Альтернативы?

Предприниматели уверяют, что за последние четыре года в деле остались лишь те, у кого были направления, не связанные со скутерами. Например, торговцы спортивными мотоциклами. Однако, даже у самых живучих обороты упали вдвое. Куда в итоге вырулил мото-бизнес? Растворился в теневом секторе экономики, в гаражах?

«Мне пришлось уйти с легальной работы на неофициальную, – рассказал «Русскому Западу» один из предпринимателей, тоже на условиях анонимности. – Снимаем ремонтный бокс и трудимся сами, ежедневно. У нас ни кредитов, ни надзоров – «теневая» экономика. Я бы остался на официальной работе, но с введением прав на скутеры, на них просто перестали ездить. В результате, там, где я работал «в белую», закончились продажи, обслуживание и ремонт мотороллеров, а ведь именно это было нашим заработком. Сейчас я занимаюсь только мотоциклами».

Теоретически, работодатель мог бы перепрофилировать своё дело, но он закрыл «точку». Работники разошлись по гаражам. Теперь они - новые теневые механики. Работают, максимально избегая контактов с государством, боятся налоговой службы, ответственности перед кредитными организациями и живут одним днём. Зимой, когда в Калининграде заканчивается сезон эксплуатации мотоциклов, некоторые идут в море, например, матросами-мотористами. Через несколько месяцев механики возвращаются в гаражи и продолжают свою тайную жизнь. Золотые руки зарабатывают по-чёрному, не платя налогов, не привлекая средств на расширение бизнеса. Хотя, возможность вернуться в легальный бизнес ещё есть.

«Если не будет изменено законодательное регулирование, то и спрос на скутеры останется минимальным. Сейчас мотороллеры интересны только тем, кто просто, ну, очень их любит. У нас не сформирована культура пользования скутерами, как во Франции или Италии, например. Да и всё против этого вида транспорта в нашей стране: погода, дороги», – считает Дмитрий Сивков.

Другие участники этого рынка возражают: российская ситуация не уникальна, а возврат интереса к скутерам возможен и здесь.

«Процесс, который произошёл в России, уже имел место в странах Западной Европы. Просто там, параллельно с введением прав на скутеры малых кубатур, менялись правила: лицам с автомобильными правами категории B разрешили управлять и транспортными средствами объёмом до 125 см³, – рассказал «Русскому Западу» Игорь Жванский, владелец магазина «Байкер». – У меня нет никаких сомнений в том, что если это будет введено у нас, то объёмы продаж скутеров вернутся к прежним».

Россия, по его словам, осталась одной из немногих стран, где водителю с правами категории B нельзя управлять скутером, с объёмом двигателя до 125 см³.

«Если вы приезжаете за границу, скажем, в Таиланд, Испанию, Португалию, Италию и другие страны, то вы можете арендовать такой двухколёсный транспорт и спокойно ездить, – заключил Игорь Жванский. – Интерес к скутерам у нас возродится, но для этого желательно решение правительства России об изменениях в категориях водительских прав. Автомобиль – умирающий вид транспорта. Он отживает свой век. Скорость потока машин в городах снижается и будет снижаться. Через 50 лет очень немногие оставят у себя в собственности машины. Скорее всего, в этой среде всё перейдёт в carsharing (совместное пользование автомобилями. – Прим. “Русский Запад”). Весь мир движется по такому пути. Россия, хоть и с некоторым отставанием, всё равно придёт к тому же – будут развиваться скутеры и общественный транспорт».

Скутеры субкультуры лондонских модов.jpg
Скутеры и их хозяева в Лондоне.


© ИА Русский Запад