Свидетели рассказали новые подробности по делу о гибели задержанного Ивана Вшивкова в дежурной части отдела МВД Московского района Калининграда. В пятницу, 9 октября 2020 года, на очередном заседании суда, выступил замначальника полиции региона и рядовой патрульный сотрудник.
«У нас есть приказ МВД – 389-й – там прописаны порядок помещения задержанных лиц в камеру, порядок досмотра, освобождения и так далее», - говорит подполковник Александр Бакланов, заместитель начальника полиции Управления МВД России по Калининградской области.
«Что нужно делать в такой ситуации, когда человек находится в опасности?» - спрашивает свидетеля Ольга Дёмина, старший помощник прокурора Московского района.
«Естественно – принять меры по его выдворению из помещения», - отвечает замначальника полиции региона. На вопрос, выяснял ли Бакланов, почему Вшивкова не вывели из опасного места, подполковник не отвечает: служебную проверку проводил не он, а сотрудники управления по работе с личным составом.
«Полицейские увидели, что Иван сидит около батареи, - говорит мать погибшего, Ольга Вшивкова. – Какими должны были быть действия полицейских?»
Дело экс-полицейских слушают в Московском районном суде Калининграда
После этого со стороны защиты подсудимых начинаются вопросы о старшинстве и ответственности в смене дежурной части. Выясняется что начальник смены в ночь дежурства там старший. В ночь трагедии начальником смены являлся лейтенант Николай Плебух. На него должны быть возложены и обязанности по устранению чрезвычайной ситуации. Звучит вопрос, касающийся действий старшего оперативного дежурного Александра Иванова. Иванова, который на момент прорыва кипятка контролировал служебные наряды и оружейную комнату. Его адвокат спросил свидетеля, вправе ли дежурный в чрезвычайной ситуации покидать этот пост и прекращать руководство внешними нарядами.
«Никак нет», - отвечает замначальника полиции.
«Когда задержанный находился в КАЗе (камере для административных задержанных – прим. «Русского Запада»), туда шла горячая вода, а Плебух вышел и искал трубу чтобы перекрыть воду, Иванов мог встать и открыть камеру?», - спросила судья Юлия Гимазитдинова.
Бывший оперативный дежурный полиции Александр Иванов выходит из здания суда после очередного слушания дела о превышении полномочий
Подсудимый Николай Плебух спрашивает замначальника полиции об обязанностях оперативного дежурного проинформировать вышестоящих коллег о такой ситуации. В ответ звучит, что Иванов был обязан «поднять» всё руководство, доложив в городскую дежурную часть о происшествии в районной.
После выступления начальника вызывают другого свидетеля, инспектора группы управления нарядов патрульно-постовой службы Алёну Непомнящих. Она была с патрулём, задержавшим Ивана Вшивкова на улице. Сотрудница полиции рассказывает, как впервые увидела Вшивкова из окна патрульной машины, о его нетрезвом состоянии, агрессивности при задержании. Когда она переходит к событиям в дежурной части, звучат слова об ударах в дверь.
После перечисления озвученных другими свидетелями подробностей, судья Юлия Гимазитдинова зачитывает показания, данные этим свидетелем по горячим следам, в Следственном управлении СК России по Калининградской области. В частности, судья процитировала слова Непомнящих о реакции Плебуха и его подчинённых на драку Вшивкова с другим задержанным.
«Сотрудники дежурной части никак не отреагировали на указанную ситуацию, то есть бездействовали, - цитирует судья слова свидетеля из протокола допроса следователя. – Через некоторое время сотрудники уехали на маршрут, меня попросили посидеть с Вшивковым. Тем временем, сотрудники дежурной части решают, что с ним делать. При этом, последний вёл себя спокойно и разговаривал со мной на отвлечённые темы».
Судья читает и тот отрывок допроса, в котором сотрудница полиции сообщала, что сотрудники дежурной части не реагировали на шум от Ивана в камере, куда его отсадили после потасовки с другим задержанным. Вшивков, как уже рассказала Непомнящих, полтора часа колотил ногой в металлическую дверь. Он сломал видеокамеру видеонаблюдения, ему надели наручники, в которых он доломал гаджет для видеосъёмки.
Бывший лейтенант полиции Николай Плебух на суде
«Могу утверждать, что работа дежурной части, в части сотрудников Плебуха, Иванова, Рябова, должным образом не организована, - говорится в протоколе допроса свидетеля Непомнящих. – Все они работают не слаженно, без особого рвения. К своей работе они относятся формально, должным образом не исполняя свои обязанности. К задержанным указанные сотрудники относятся без сострадания. Когда Вшивков сломал камеру видеонаблюдения, Рябов и Винников находились комнате отдыха, где спали».
В ответ на соответствующий вопрос судьи, свидетель поддерживает эти показания, прибавив, что на момент допроса у следователя помнила случившееся почти год назад лучше, чем сейчас.
Трагедия с Иваном Вшивковым произошла 19 октября 2019 года. Его доставили в отдел МВД России по Московскому району города Калининграда, обвинив в мелком хулиганстве. Иван вёл себя в камере неспокойно. В ночь на 20 октября 2019 года в том помещении, где его содержали, была повреждена система отопления. Горячая вода поступала в камеру примерно полчаса. Он умер в тот же день в больнице, куда его экстренно доставили на скорой помощи. Погибшему было 36 лет.
Обвиняемыми по делу о превышении полномочий стали старший смены дежурной части, лейтенант Николай Плебух и его подчинённый Александр Иванов.
На суде 6 октября 2020 года бывший начальник обвиняемых полицейских сказал, что Вшивков сам прыгнул лицом в кипяток. Сотрудник патрульно-постовой службы полиции, бывший в дежурной части когда в камеру Ивана пошла вода, сообщил, что Вшивков о помощи не просил. Сотрудница полиции, дежурившая в отделе, когда началась утечка воды, объяснила свои своеобразные шутки, звучавшие в дежурной части, после того, как в камеру к Вшивкову пошёл кипяток.
© ИА Русский Запад/пс