Дипломаты и предприниматели Европы и России встретились Калининграде, и пришли к выводу: порядки на границе пора менять
Как сделать границы нашего региона прозрачными и эффективными? Этой теме посвящалась одна и важнейших частей IV Форума регионов-партнеров Калининградской области, 13-14 сентября. В центре Калининграда собрались представители дипломатической, управленческой и предпринимательской элиты России, Польши, Германии, Литвы, Украины и стран Скандинавии. Искали условия формирования инвестиционного климата в самом западном регионе нашего государства.
БЕЗ ВИЗ
Представители Евросоюза сошлись во мнении, что ключи ко многим неоткрытым еще возможностям русской Прибалтики – таможенное и налоговое администрирование. А точнее, их упрощение. Оно одинаково выгодно как янтарному краю, так и его зарубежным соседям. Но сейчас в этом отношении, как говорили в кулуарах форума, граница Калининградского региона для крупного иностранного бизнеса по-прежнему на замке. Некоторые делегаты вспомнили, что Калининградская область находится западнее Варшавы. Вспомнили о центральном положении янтарного края на карте Европы. Но говоря о барьерах, которые приходится преодолевать зарубежному бизнесу, чтобы войти к нам, пришли к выводу, простому по-детски: не имеет значения, насколько мы близки к ЕС физически, если, порой, полтора километра границы нужно пересекать в течение нескольких часов. А начинался диалог вполне позитивно.
Чтобы придать дискуссии форума мажорную тональность, начали с перспектив малого приграничного передвижения. Напомним, что в декабре 2011 года министры иностранных дел России и Польши подписали соглашение о порядке безвизового, так называемого малого приграничного передвижения (МПД) между сопредельными районами двух стран. 27 июля текущего года начался сбор заявлений от граждан на получение документов о малом приграничном передвижении.
- Предвидя, что безвизовое посещение Калининградской области могут вызвать у жителей Варминьско-Мазурского и Поморского воеводств повышенный интерес, мы увеличили число приемных дней с трех до пяти, открыли визовые центры в Гданьске и Ольштыне, - рассказал генеральный консул России в Гданьске Сергей Пучков. – Теперь ходатайства о выдаче разрешений на МПД принимают в обоих городах. С 27 июля по 12 сентября мы приняли около 2 500 соответствующих заявлений.
- С 27 июля, от жителей региона мы получили 5 500 ходатайств на получение документов о малом приграничном передвижении, - продолжил генеральный консул Польши в Калининграде Марэк Голковски. – На своем сайте консульство ввело электронную анкету, удаленное заполнение которой помогло ускорить процесс. Будет приятно, если на документы об МПД захотят претендовать так же калининградцы, имеющие шенгенские визы.
ХУЖЕ ЧЕМ НА ВОЙНЕ
5 500 российских против 2 500 польских заявлений, на получение безвизового въезда. О чем это говорит? – Жителей Поморья, Вармии и Мазур посещение нашего края интересует в два раза меньше, нас – Польша. Неудительно, ведь большинство исторических объектов русской Прибалтики - в руинах. Дорожную сеть еще не привели к европейским стандартам. Курортной инфраструктуры, по сравнению с Хельской косой, Гдыней и Пуцком, в наших Зеленоградске, Светлогорске и Балтийске нет. Пища в дороже и хуже, чем в Польше. Туристическим раем у нас и не пахнет. Во всяком случае, пока.
Российские делегаты форума говорили так же и о том, что упрощенная система пересечения рубежей Родины не сделает путь в близкую нам Европу быстрее. Пропуском об МПД многочасовых пробок у пограничного шлагбаума не разгонишь. На эту тему
ярко выступил почетный консул Хорватии в Калининграде, президент Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области Стефано Влахович. Он презентовал документальное видео о пересечении границ различных стран мира.
- Хорватско-Словенская граница пересекается за четыре минуты, - с горечью в голосе комментировал консул. - Ливано-сирийская – за 40 минут. Рубеж между Пакистаном и Индией преодолевается за 50 минут. Учтите, что за прошлые 40 лет Дели с Исламабадом находились в состоянии войны трижды, а в Кашмире у них до сих пор нерешенные территориальные вопросы. А сейчас вы видите новый, открытый полтора года назад погранпереход в Калининградской области Мамоново – Гжехотки… с очередью более чем в 800 машин». По словам Влаховича, очевидцы рассказывали ему, что ждали в этой пробке по 20 часов. К слову, речь идет о людях, получивших визы и собирающихся оставить свои средства в Польше. Насколько усугубятся порубежные заторы, когда к обладателям виз присоединятся люди с «малыми приграничными» пропусками, неизвестно. Но и теперь ситуация тяжелая.
- Я не знаю, каким рейсом лететь в Гданьск, где будет ждать меня мой водитель, ведь неизвестно, за какое время он пересечет российско-польскую границу, - добавил Влахович. – То есть, речь не только о тех, кто едет отдохнуть, но и о тех, кто отправился заниматься бизнесом.
Закончив доклад, Стефано Влахович комментариев не давал и спешно удалился с форума.
КОМАНДИРЫ ШЛАГБАУМОВ
- Вы знаете, что обсуждение возможности облегчения трансграничного передвижения начиналось именно в Совете Федерации, а точнее на международном комитете, куда мы пригласили руководителей таможенной службы и Росграницы, - напомнил сенатор от Калининградской области в Совете Федерации России Николай Власенко. – Выяснилось, что проблемы с пересечением границ лежат даже не в правовой, а в административной плоскости.
Будучи одним из основателей ритейлерской группы компаний «Виктория», сегодня нынешний сенатор Совета Федерации – владелец гостиниц. Доходность его бизнеса всегда была тесно связана с пропускной способностью границ.
- На российской стороне стоит офицер, вся работа которого заключается в том, чтобы спрашивать, какое у вас гражданство и открывать, или закрывать шлагбаум, - продолжил Николай Власенко. - А ведь у него год идет за полтора, выслуга лет и пенсия в 45 лет! Много всевозможных несуразностей и на польской границе. К жителям нашего региона, по сравнению с выезжающими поляками, там действуют подчас ассиметричные правила. Не в нашу пользу, разумеется… Вы поймите, стоящие в многочасовых очередях граждане ругают не пограничников и таможенников, а государства, не увеличивающие пропускных способностей своих рубежей. Мы, наделенные властью, не решаем этих вопросовю. Неудивительно, что уважение к государству в целом падает.
ПО СТАЛИНСКИМ ЗАКОНАМ
Сенатор проиллюстрировал нынешние реалии нашей границы. В качестве примера он привел строки из пародии еще советских времен: «С чего начинается Родина? – Со «шмона» в твоем рундуке». Сенатор напомнил, что со времен популярности этой шутки государство давно перешло в другое состояние, а отношение таможенников и пограничников к согражданам почти такое же, как во времена СССР. И все так же, появление преступников фиксируется на границах, а не в глубине страны.
- Нужно поменять ситуацию, чтобы остальные 99% честных граждан перестали чувствовать на себе столь пристальное внимание властей, - добавил Власенко.
Подобные заявления звучат в янтарном крае не в первый раз. Всюду, от Общественной палаты, до Калининградской областной Думы эксперты говорят: оценка работы пограничников и таможенников в России абсолютно не зависит от того, сколько людей и машин в час они пропускают на территорию сопредельного государства, или в обратном направлении. Никакой мотивации работать быстрее, у людей погонах попросту нет. Некоторые правила ведения пограничной службы на море и реках Калининградской области до сих регламентируются Водным кодексом СССР конца 1930-х! Не пора ли оценивать труд сотрудников «компетентных органов» в соответствие с качеством их деятельности?! Ведь, конечном итоге, увеличение пассажирского и грузового потока по оси «Польша - Россия» выгодно всем.
© Информационное агентство Русский Запад. Руководитель корпункта в Калининграде Петр Старцев
© Фото автора