Рост курсов валют обрушил российский рынок и за короткое время обесценил все вещи в стране.
16 декабря 2014 года навсегда войдет в историю России как "черный вторник". В этот день страна, увы, в очередной раз за последние несколько десятков лет пережила экономический коллапс. Вслед за событиями 1998 и 2008 годов финансовая ситуация оказалась критической. Лавинообразный рост курсов валют, обвал рубля и, как следствие, рост стоимости большинства товаров на прилавках поставили крест на планах многих людей и их идеях по улучшению жизни на ближайшие годы.
Наравне с простыми гражданами тяжелый удар получили и предприниматели. Причем для них ситуация стала критической еще задолго до "черного вторника" – вот только жители не могли почувствовать это так явно, как сами представители торговли. Если для простых россиян за месяц или неделю до экономической катастрофы это выражалось лишь в подросших курсах валют в обменниках, то для торговли в этот момент уже вовсю наступили тяжелые времена.
В особо тяжелые моменты американская валюта "скакнула" с докризисных 45 до 80 рублей, а европейская – с 60 до 100
рублей. В результате "воздух" любой торговли – оборотные средства – внезапно стали резко терять свою реальную стоимость. Образно говоря, на средства от проданного телевизора магазин уже никак не мог купить у поставщиков аналогичную модель. Причем спустя некоторое время ситуация дошла до того, что из-за курсовой разницы стоящий на витрине телевизор мог обеспечить покупку разве что нового пылесоса или микроволновки – настолько сильно "просел" рубль.
В ситуации, когда расчеты с европейскими поставщиками ведутся в евро, а с азиатскими – в долларах, магазины за несколько часов стали работать в жесточайший минус. По Калининградской области, в которой на импорт приходится около 90% товаров, это ударило больнее всего.
Самой показательной в этом плане стала ситуация с бытовой техникой – когда полки магазинов опустели, а самим торговым точкам пришлось закрыться на переоценку, чтобы сохранить свое существование. Однако подорожание коснулось не только этой сферы. Новые цены от поставщиков получили все – от магазинов продуктов до продавцов одежды, мебели, автомобилей и запчастей. Переписывание ценников везде стало неизбежно – вопрос заключался лишь в том, насколько скоро это произойдет. "Черный вторник" лишь подстегнул эти безрадостные события.
Впрочем, и в такой непростой ситуации можно было работать по-старому еще некоторое время. Применительно к Калининграду все зависело от того, насколько крупной и опытной являлась компания, а также от ее честности по отношению к своим клиентам. Это не стало сенсацией в СМИ и интернете, но многие магазины уже задолго до "черного вторника" по-тихому перевели свои внутренние базы в евро и каждый день называли приходящим покупателям новые цены.
При этом более порядочные магазины и крупные сети пытались до последнего играть по-справедливому, используя старые рублевые цены. Главным фактором, который изменил все, стал ажиотажный спрос на любую технику в тот момент, когда информация о биржевых курсах валют стала напоминать сводки с фронта. Люди, в очередной раз убедившиеся, что национальную валюту лучше вложить хоть во что-нибудь реальное, начали штурм автосалонов и магазинов техники.
В условиях, когда существующие рублевые резервы обесцениваются за считаные часы, а перед руководством магазинов стоит задача закупить хотя бы ограниченную новую партию техники (особенно учитывая приближение Нового года и традиционного повышенного спроса), решение пришлось принимать быстро.
В результате произошло то, что произошло: гигантские очереди к кассам, пустые полки и магазины, закрывшиеся на переоценку. Она была выполнена внезапно для покупателей, но, увы, была предопределена и неминуема. В противном случае в Калининграде просто не осталось бы крупных и проверенных магазинов, гарантирующих покупателям качество, а рынок бы опять, как в 90-е, завалил серый импорт.
Кстати, если вновь говорить о честности калининградских магазинов со своими клиентами, – то вот, к примеру, выдержки из недавнего рекламного материала сети "Максимус".
"Самое главное сейчас – не упустить драгоценное время и не откладывать надолго покупку техники. В связи с экономической обстановкой люди стали намного активнее тратить деньги на электронику. Товары, продающиеся по старым ценам плюс скидки от 20 до 60% на многие модели – это действительно самое выгодное предложение на калининградском рынке", – эти слова из материала, опубликованного буквально неделю назад, увы, оказались пророческими. Как видите, далеко не все магазины ставили своей целью нажиться на сложившемся кризисе и как могли заранее предупреждали калининградцев о ситуации в экономике.
К тому же после взлета курсов иностранных валют на рынке произошел их некоторый откат обратно – сейчас, к примеру, за доллар просят чуть более 55 рублей, а за евро – даже меньше 70 рублей. Честность магазинов можно проверить и в этом случае – следует просто сравнить докризисные цены и нынешнюю стоимость одних и тех же товаров.
Большинство торговых точек сейчас или не снизили цены вовсе, или предоставили минимальные скидки. В свою очередь, понимающие свою ответственность магазины и торговые сети значительно скорректировали цены в сторону понижения. Товары в них подешевели в среднем на 10–15%, а в некоторых случаях даже вернулись на прежний уровень.
© Информационное агентство Русский Запад