Минфин Калининградской области не видит рисков в повышении налога на имущество организаций: «Ситуация далека от критической»

25.11.2015 11:19    © Фото: Алексей Шабунин
   


Правительство Калининградской области не видит рисков в повышении налога на имущество организаций.

Министерство финансов Калининградской области считает, что проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О налоге на имущество организаций» учитывает «фактическую способность налогоплательщика к уплате налога и соответствует принципам налогообложения», в том числе принципу «соразмерности». Это следует из официального Отчёта о проведённых публичных консультациях (оценке регулирующего воздействия – ОРВ) министерства, подписанного министром Виктором Порембским 23 ноября 2015 года. На 26 ноября 2015 года в Калининградской областной Думе намечено принятие закона в двух чтениях. Публичные консультации по законопроекту состоялись 20 ноября 2015 года в Калининградской торгово-промышленной палате (КТПП).

Законом, который 3 ноября 2015 года одобрен комитетом по бюджету, налогам и финансам областной Думы Калининградской области, предусматривается увеличение налоговой нагрузки с 1 января 2016 года на все организации, имеющие в собственности жилое имущество, а также недвижимое имущество иностранных компаний, не осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Налоговая ставка для всех объектов устанавливается в размере 1,5% с 2016 года. Минфин региона называет её «льготной». С 2017 года ставка повышается до 2%. Налоговая база, согласно закону, должна определяться по кадастровой, а не инвентаризационной (как правило, меньше) стоимости объектов.

В своём отчёте региональный Минфин указал, что причиной введения нового закона является «неравномерная налоговая нагрузка отдельных групп налогоплательщиков», а его целью – «выравнивание налоговой нагрузки и снижение влияния фактора бухгалтерской налоговой оптимизации на конкурентные преимущества субъектов предпринимательской деятельности».

По официальным данным, на законопроект поступило девять замечаний, которые, как указывает финансовое ведомство, «учтены». В отчёте также указано, что «негативные эффекты не выявлены».

Замечания

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов предложил отложить введение законопроекта на один год для всестороннего анализа и оценки последствий, предусмотреть особенности определения налоговой базы также в отношении категорий налогоплательщиков с учётом отрасли и видов деятельности организаций, установить с 2017 года налоговую ставку в размере 0,5% (а не 2%) «с последующим ежегодным её пересмотром, учитывающим текущее состояние региональной экономики», взимать налог с недвижимости площадью 3000 кв. м.

Калининградская торгово-промышленная палата также предложила отложить закон на год, а далее установить постепенное повышение ставки налога с 0,5% в 2017 году до 1% в 2022 году, установив налоговую базу как кадастровую стоимость объектов свыше 3000 кв. м с 2017 года, 2500 кв. м - с 2018 года, свыше 2000 кв. м - с 2019 года. КТПП предложила также освободить организации, применяющие ЕНВД («вменёнка») и УСН («упрощёнка»), от уплаты налога на имущество организаций, предусмотреть льготы для объектов недвижимости, используемых для социально значимых целей. В отношении жилых домов КТПП предложила ввести налоговую паузу в размере двух лет со дня принятия объектов к бухгалтерскому учёту – это же предложение содержится в замечании КРОР «Союз строителей Калининградской области». Палата считает, что не следует облагать налогом имущество организаций в виде собственных нежилых помещений в многоквартирных домах, не сданных в аренду, а также те помещения, которые сама организация использует для размещения своих работников, обеспечивающих производственную деятельность.

КРОР «Союз строителей Калининградской области» предложило начать со ставки в 0% в 2016 году, 0,5% - в 2017 году, 1% - в 2018 году, 1,5% - в 2019 году, а 2% - только с 2020 года. В остальном предложения строительного сообщества совпадают с замечаниями КТПП.

КРОО «Союз предпринимателей рынков» (КРОО «СПР») предложило перенести введение налога на 2 года, предусмотрев отчётным периодом для уплаты не кварталы, а год в целом. Ещё одно замечание касается дифференцированных ставок налога в зависимости от площади объекта, а также льготы по уплате налога для объектов, используемых для социально значимых целей, в частности 0,1% - для недвижимости, используемой для организации розничных рынков.

Выводы Минфина

Практически все замечания и предложения правительство Калининградской области в лице Министерства финансов отвергло: «Сформулированные в большинстве писем риски и опасения не подтверждены достаточными логическими аргументами и конкретными расчётами".

Ссылаясь на «опыт г. Москвы», Министерство финансов Калининградской области считает, что «увеличение расходов на содержание объектов, в том числе налоговых, может подтолкнуть собственников к эффективному использованию имущества и к конкурентному снижению арендной платы». По мнению Минфина, «ситуация далека от критической».

Минфин предполагает, что в 2016 году под налогообложение попадёт 600 – 1000 объектов общей площадью 400 – 700 тысяч квадратных метров. Общий объём налоговых поступлений от них «составит от 200 до 330 миллионов рублей».

По данным министерства, в Калининградской области общий товарооборот составил 132 миллиарда рублей в 2014 году, 106 миллиардов рублей – за 9 месяцев 2015 года (с оценкой на весь год в 125 миллиардов рублей). «Общие планируемые налоговые поступления, - делает вывод Минфин, - составляют не более 0,26% от оборота. Называть подобное повышение цены существенным невозможно».

При этом для «крупных универсальных торговых сетей, годовой оборот которых составляет порядка 26 миллиардов рублей, расчётное увеличение нагрузки составит 112 миллионов рублей, или 0,43% от оборота». Минфин и эту цифру считает также приемлемой.

Справка «Русского Запада»

Плательщиками налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов налогообложения будут являться собственники:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.