На пепелище лесного пожара у высоты Эфа приживается 70% новых деревьев, сообщил представитель Национального парка “Куршская коса”. Там, где летом 2014 года бушевал лесной пожар, почти не осталось уникальной горной сосны. Теперь на Ореховой дюне у посёлка Морское выращивают бор сосны обыкновенной. Этот лес должен простоять до 250 лет, считает специалист нацпарка.
“До недавнего времени мы сажали однолетние, двухлетние растения, а с весны 2017 года придём на дюну с крупной трёхлетней сосной, - рассказала участковый лесничий лесничества “Золотые дюны” Галина Костенкова. - Высаживать сосну сразу после пожара нельзя, так как почва пребывала в стрессовом состоянии – выгорели многие питательные вещества, а грунт не успело промыть дождями”.
Высадить новые деревья быстро специалисты не могут. Одна из причин - излишняя сухость почвы самой высокой дюны Куршской косы. Сотрудники Национального парка “Куршская коса” рассказали Русскому Западу, что последняя оценка состояния грунта на пострадавшей части Ореховой дюны произведена неделю назад: почва до сих пор иссушёна. После тёплого лета осень не принесла нужного количества влаги.
“Нам хотя бы неделю дождей, ведь у нас для высадок уже почти всё готово, - продолжила Галина Костенкова. - Мы уже готовим посадочный материал к весне 2017 года. Он пойдёт на укрепление склона. Ива нарезается черенками и к зиме в “консервируется” в мокром песке. Ранней весной мы её высадим. Это поможет сдержать пески. Так же для этого применим лиственный хворост. Он уже помог остановить эрозию под смотровой площадкой со стороны залива, на высоте Эфа.
В конце сентября 2016 года, спустя два года после пожара, на выгоревших участках леса наблюдаются признаки опустынивания: не сдерживаемый ничем песок распространяется по омертвевшим корням и обугленным побегам. Участковый лесничий лесничества “Золотые дюны”, считает, что эти явления неприятны, но обратимы.
“Катастрофы там не будет точно, - продолжила Галина Костенкова. – По мере появления саженцев рядом, эти участки будут затягивать травы-песколюбы. Что касается деревьев, которые мы высаживаем, то доля прижившихся из них составляет 60%-70% - в таких условиях это прекрасный результат. Огонь уничтожил горную сосну. Этим деревьям было по 80 лет. В таком возрасте эта порода уже на грани вымирания. Сейчас мы готовим дюну к высадке сосны обыкновенной. Она живет до 250 лет. Но для того, чтобы восстановить лес на этой части дюны в прежнем объёме, нужно 10-15 лет”.
Госинспектор уточнила, что пожар 2014 года уничтожил не 15, а 13 га леса на Ореховой дюне. Площадь участка для первоочередного восстановления составляет 8,9 га. Однако, даже это – дело не одного года, считает Костенкова. Кроме того, в беседе с корреспондентом Русского Запада она опровергла версию о том, что истинной причиной возгорания могли стать действия представителей ближайшей военной части.
“Если бы даже военные и были причастны к случившемуся, их часть пострадала бы больше всего, поскольку на её территории могут находиться легковоспламеняющиеся материалы и взрывоопасные предметы, - сказала участковый лесничий лесничества “Золотые дюны”. – Этого не произошло. Я видела, откуда дул ветер и шёл огонь, потому что через 10 минут после звонка, вместе с Сергеем Дятловым (госинспектор в области охраны окружающей среды – прим. Русского Запада) была уже там. Пламя двигалось от посёлка, от ближайшего жилого дома. А военные, которые служат рядом – героические ребята. Они первыми пришли на борьбу со стихией. Как только полыхнуло, тушить побежали не только сами военнослужащие, но их жёны. Потом туда ринулись остальные жители Морского. Кто с чем, с вёдрами, лопатами, с бутылками воды. Весь посёлок тушил этот пожар, ещё до прибытия МЧС”.
© ИА Русский Запад/пс