Как ВЦИОМ создает общественное мнение

03.12.2012 03:31
   


Как ВЦИОМ создает общественное мнение

Каждый из нас, в период предвыборных кампаний слышал из уст ведущей 1-го канала ТВ Екатерины Андреевой, загадочные слова: «По данным ВЦИОМ, поддерживают и одобряют …..68 % жителей Москвы….». Диктор смотрит на нас с экрана, кивает головой, гладко расчесанной на прямой пробор, и зрители проникаются уважением к озвученным цифрам, и некой таинственной организации ВЦИОМ, что зорко следит за общественным мнением.

Сомнения в точности статистических данных возникают у многих, но проникнуть в этот загадочный механизм, разглядеть, как работают статистики из самого авторитетного центра изучения общественного мнения, такая журналистская удача мне недавно представилась.

Немного предистории. Всю Москву лихорадит, люди чуть не каждую неделю выходят на митинги и пикеты. Пресса ежедневно пишет о грандиозных, не имеющих аналогов в мире, дорожных стройках, которыми мэрия Москвы хочет перепахать всю Первопрестольную по жилым районам, по паркам, скверам и бульварам. 

Северо-Западная хорда – дорога, с которой решили начать уродовать столицу. То ли активность испугала чиновников, то ли хотели сделать вид, что чувства москвичей их сильно волнуют - мэрия заказала во ВЦИОМ исследование мнения жителей прилегающих к хорде районов.  

Приглашали на опрос общественность из Щукино, Хорошево, Хорошево-Мневников, Кунцево, Коптево и других «счастливцев», проживающих на улицах, вплотную примыкающих к будущему хайвэю С-ЗХ.  

БУМАЖНОЕ ЦАРСТВО

Из каждого района отобрали по восемь человек, записалась на опрос и я. Болотная площадь, заветная дверь с маленьким крылечком, звонок – и я уже вхожу в предбанник в крошечное помещение. Внутри еще две двери, там и творится главное действо – изучение общественного мнения.

Под дверью не развернуться, на стульчиках в холле я вижу троих наших соседей. Разговорились, оказывается, что и остальные четверо живут неподалеку. Две девушки пришли явно подзаработать денег, ведь за опрос пообещали выдать по 1000 рублей на нос. Девушки туманно представляют себе и дорожное строительство и перспективу коптиться всю оставшуюся жизнь над новым МКАДом.

Понимаю, что девицы – подарок для ВЦИОМа, они и есть те самые «столько-то» процентов, которые полностью «за» новые дороги под окнами. Повсюду стоят бумажные пачки гигантского размера. Видимо, это и они и есть, результаты исследований…. заветные 146% населения, поддерживающих очередную громкую инициативу, результаты, сваленные в углу в вавилонскую башню из бумаги.

ПЕЧАЛЬ ВЦИОМА

Рекрутер – приятная, полная женщина, вдруг начинает причитать, что до нас была группа «ходоков». «Ходоками», компании проводящие маркетинговые исследования называют людей, записывающихся на всевозможные платные опросы. Дело это выгодное, иногда можно за один раз заработать по две с половиной тысячи рублей. Матерые ходоки успевают сходить в день на пару опросов, или холл-тестов, а в месяц их заработок достигает иногда 15-20 тысяч рублей.

Группа «жителей» пришла во ВЦИОМ, и сразу потребовала выдать деньги, дескать, их не предупредили о том, что обсуждать будут грандиозное строительство Северо-Западной хорды, о которой они не имеют никакого понятия.

Рекрутер горько сожалела о 8.000 рублей, потраченных впустую, и опасалась, что у нее их вычтут из зарплаты. Предположу, что расстроились они еще и по той причине, что «коллективное мнение» им теперь придется сочинять за фальшивую группу самим. Эти 8 человек, видимо тоже в итоге «полностью поддержали политику дорожного строительства в Москве»

В АТМОСФЕРЕ СТРОГОЙ СЕКРЕТНОСТИ ОТ СМИ

Итак, нам раздали анкеты, где нужно указать, кто мы, откуда, общие сведения о себе. Отдельным пунктом выделено «Работаете ли вы, или ваши родственники и друзья в СМИ ?». Шестое чувство подсказало мне, что от ответа на этот вопрос и зависит, возьмут меня на опрос, или нет. Единожды соглав, я сдаю анкету, и жду, когда начнется опрос. Соседи мои также молчат и не выдают «засланца», о том, что я журналист, в нашем дворе знает каждая собака.

И вот, опрос начался. Скучающая немолодая женщина попросила нас написать на табличках свои имена, сказала, что наше ценное мнение записывают , и чтобы мы не пугались видео-съемки. Во-первых, она никогда не выйдет за пределы этой комнаты, а во-вторых, нашу группу не будут снимать, то ли пленка у них закончилась, то ли свободное место на диске. Приходит грустное понимание, что мнение нашей восьмерки скорее всего уже никакого значения не имеет, и проводится «в догонку».

Стандартные вопросы: «Знаете ли вы о мерах, которые столичное правительство проводит по борьбе с пробками?». Мы дружно ответили, что скорее не знаем, чем знаем, так как пробки как стояли, так и стоят. «Какие именно меры по борьбе с пробками нам известны?» «Слышали ли мы о выделенных полосах?» и т.д. Когда начались вопросы о дорожном строительстве в нашем округе, группа явно оживилась.

Все известные аргументы, почему мы против - об ухудшении экологической обстановки, о том, что привлекутся в район транзитные потоки с МКАДа и пробки нам гарантированы, так как все расширения упрутся в шесть (!) бутылочных горлышек. Что нельзя убирать с дороги в жилом районе светофоры, с помощью которых дорожное движение регулируется. Маломобильные граждане навсегда лишатся возможности спокойно пересекать улицу по наземным переходам – все эти простые и главные аргументы были сразу же высказаны участниками фокус-группы. 

ХОДОКИ ЗА ДЕНЬГАМИ

Мы все дружно и честно пытались донести до ведущей то, как нам жаль наш зеленый район, насколько строительное безумие московских властей противоречит интересам жителей. В открытую высказывались мнения о коррупции и распиле денег, что подобные стройки выгодны лишь тем, кто их затевает и компании «Космос», уже шесть лет ковыряющей Ленинградское шоссе и Алабяно-Балтийский тоннель.

И даже девушки-ходоки нам поддакивали, ведь они тоже будут жить около будущей трассы. Как выяснилось, они молодые мамы, и перспектива оказаться в бетонных джунглях не радует и их тоже. Ответы на последний вопрос: «Что-то хорошее есть в том, что Северо-Западная хорда будет построена?», ведущая буквально вытряхивала из нас силком. Один мужчина все-таки вздохнул и предположил, что возможно, пробок станет чуть меньше.

Мне стало понятно, что все наши старания донести истину, и наводящие вопросы хитроумных статистиков, задавались лишь с целью подвести нас к нужным ответам на один единственный вопрос. Он прозвучал, один человек сказал то, что и запишут, как мнение группы в целом, и больше ничего от нас ведущей нужно не было. А чиновники из мэрии, видимо, вздохнут с облегчением: «Население верит в искоренение пробок, путем расширения улиц». И стройки загрохочут по всей Москве….

ИТОГО:

По данным ВЦИОМ, которые сейчас вывешены на официальном информационном сайте «Северо-Западной хорды»: « Каждый третий москвич на вопрос о наиболее важных проектах транспортной инфраструктуры назвал строительство Северо-Западной хорды. 43% горожан считают, что эта магистраль поможет облегчить ситуацию на дорогах. 

При этом среди жителей районов, где пройдет новая трасса, таких респондентов оказалось еще больше (51%). 64% опрошенных согласны с тем, что расширение загруженных магистралей и строительство дорог является действенным способом решения транспортной проблемы. Только 8% респондентов считают данные меры неэффективными».

ПИШИТЕ, ШУРА, ПИШИТЕ

И вновь об опросе: вдруг, в разгар беседы, ведущая вскакивает и сообщает нам, что аудио-запись тоже «вдруг не сработала». Вот так вот ! Значит все, что говорилось нами, будет добавлено в отчеты из головы самой ведущей. Она же и донесет по памяти наше ценное мнение, выкручивая его в нужную сторону. Ведь аудио-записи, подтверждающей, или опровергающей, просто не существует.

Дикторы центральных каналов потом, убедительно покачивая головами, станут заявлять об авторитетных исследованиях ВЦИОМ и поддержкой 64% населения очередных строек в Москве. Ведущая фокус-группы перед нами извиняется и начинает записывать далее нашу беседу на свой смартфон. Что тут еще добавить? Потом, выясняется, что и он отрубился на самом интересном месте. 

Бедную тетеньку мне становится даже немного жалко, мы у нее уже небось третья или четвертая группа за день, можно представить, как ей надоело обсуждать одно и тоже. Но общий стиль проведения опросов в «самом авторитетном в стране» центре изучения общественного мнения, мне становится ясен.

Левой ногой через правое ухо, доносят ведущие по памяти мнение жителей. Задавая вопросы в выгодном для них ракурсе, ВЦИОМ обязан выполнить заказ. И желательно, чтобы цифры в этом опросе, были повернуты в нужном направлении для тех, кто опрос заказал. А процентное количество несогласных не превышало бы число тех, кто активно поддерживает строительство Северо-Западной хорды. Это понимают и рекрутеры, и ведущие, и те, кто обрабатывает потом данные фокус-групп. Иначе, самым авторитетным центром в стране станет какой-нибудь другой «институт изучения мнений».

Данные подобных опросов, в лучшем случае достоверны лишь на 50%. За тот вечер, во ВЦИОМе не работала во время фокус-групп ни аудио ни видео съемка, целая группа набралась из «ходоков», которые получили деньги, но в опросе не участвовали. Количество желающих подработать на платных опросах, достигает, как я считаю, не менее ¼ от каждой фокус-группы, а это означает, что с проблемой люди либо вообще не знакомы, либо будут говорить то, что ждет от них ведущий. Так как чем раньше закончится опрос, тем быстрее «ходоки» побегут на следующий холл-тест.

© Русский Запад. Специальный корреспондент Анна Николаева

(0)
Опрос
  • Как часто вы покупаете продукты по акциям (со скидкой)?
Проголосовало 715 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты