Три акта цветастого безумия: балет "Алиса в Стране чудес" в "Заре"

29.03.2013 15:34
   


28 марта в калининградском кинотеатре "Заря" состоялась прямая трансляция балета "Алиса в Стране чудес" (‘Alice’s Adventures in Wonderland’) из лондонского Королевского театра Ковент-Гарден. Настало время подвести итоги и понять, стоил ли сеанс всех организационных хлопот, и следует ли читателям Русского Запада стремиться разжиться копией данного действа.

Надо сказать сразу: балет не разочаровал. "Алиса в Стране чудес" английского хореографа Кристофера Уилдона – мощный трехчасовой удар по мозгам, наполненный яркими костюмами, персонажами-фриками, изобретательными декорациями, виртуозными танцами и атмосферой истинного безумия и хаоса, - почти заставляет забыть детское отвращение к балету как таковому, вызванное "Лебединым озером".

Впрочем, дорога "Алисы" к зрителям была непростой даже для тех, кто уже купил билеты и устроился в уютных креслах большого зала кинотеатра "Заря". Начало трансляции балета было заявлено на 20:30, но он не начался ни в 20:30, ни в 20:35, ни в 20:40. Наконец, в 20:45 Артем Рыжков вышел к публике и заявил, что по причинам, не зависящим от "Зари", балет откладывается на два часа и начинается, соответственно, аж в 22:30; нежелающим ждать было предложено сдать билеты, а терпеливым – посмотреть в ожидании балета фильм "Ренуар". Этот претенциозный, хотя и радующий глаз, французский фильм был, пожалуй, не самым удачным выбором в данной ситуации. Такое количество интеллектуального гламура – сначала "Ренуар", потом балет – вряд ли смогли бы выдержать даже самые настроенные на окультуривание себя любимых зрители. Лучше б в такой ситуации пошел какой-нибудь туповатый экшен вроде "Броска кобры" - для контраста.

Надо честно сказать, что такая ситуация – откладывание или отмена сеанса из-за неполадок – случается в "Заре" не впервые. Впрочем, трансляция в прямом эфире – дело тонкое... Хотя на сайте Королевского театра Ковент-Гарден было указано, что балет стартует в 19:30 по лондонскому времени, т.е. как раз в 22:30 по калининградскому.

Из 80 людей, купивших билеты на балет, после объявления о переносе трансляции в зале осталось 60. Среди покинувших зал был почти полный ряд школьниц-младшеклассниц, которых классные руководители привели приобщаться к культурным достижениям наших английских друзей.

1 - Количество людей в зале до объявления о переносе сеанса....JPG2 - ...и после.JPG

На фото сверху вниз: количество людей в зале до объявления о переносе сеанса и после

Наконец, в 22:35 "Ренуар" закончился, и на экране появились кадры ковент-гарденского театра, он же - Royal Opera House. Погас свет, дирижер улыбнулся публике, взмахнул палочками, и на экране возник мир Англии XIX века. После недолгих семейных страстей Алиса (здесь - взрослая девушка) провалилась в кроличью нору (для этого была использована мощная анимация, напоминающая и во многом превосходящая "Головокружение" Хичкока), и началось цветастое сюрреалистическое действо.

Зрителям предстояло увидеть: громадного чеширского кота, которого представляли пять танцоров одновременно; мощно сыгранную Королеву червей (Зинаида Яновская, французская балерина русского происхождения, собравшая после спектакля больше оваций, чем кто-либо другой); любовную историю между Валетом червей и Алисой (опять же, Алиса здесь взрослая, так что ничего страшного); Гусеницу в виде полуголого негра и, конечно, массу сделанных с размахом и воображением костюмов, декораций и анимационных вставок. Во всем этом ощущалась атмосфера психоделии, сюрреализма и истинно кэрролловского безумия.

Кстати, о технической стороне дела. Она сделана феноменально и в полной мере раскрывает возможности современного сценического действа. Анимация в "Алисе" зачастую проецируется прямо поверх персонажей при помощи полупрозрачного экрана; в одной из самых известных сцен представления нам приходится наблюдать за Алисой, сидящей на неровной поверхности над сценой; ближе к концу балета декорации феерически разрушаются прямо на наших глазах.

Впрочем, все эти красивые и пугающие костюмы и декорации были бы - как мертвому припарки, если бы подкачали исполнители. А они не подкачали. Вместо привычной Лоурен Катбертсон на роль Алисы заступила Сара Лэмб, и она справилась с ней великолепно, являя собой истинную танцевальную машину (первый акт почти полностью - танцы Сары) и наблюдая за творящимся вокруг нее безумием с наивной детской улыбкой и широко открытыми глазами. Зинаида Яновская придает Королеве червей мощный негативный шарм, с резкими движениями и стервозными выражениями лица. Отличная работа, неизменно радовавшая публику. Федерико Бонелли (Валет) несколько страдает из-за своей внешности итальянского модельного мальчика - а-ля фильмы по книгам Стефани Майер, но с ролью справляется достойно. Возражения вызывает разве что Джонатан Хауэллс в роли Кролика. С одной стороны, работает он очень неплохо, с другой - ему не помешало бы добавить круглолицести и усов.

Вообще, недостатков у балета очень мало. Кроме Хауэллса, можно отметить разве то, что далеко не всегда танцы выглядели одинаково уместно; в некоторые моменты казалось, что хореография работает не на сюжет или развитие и раскрытие персонажей, а на демонстрацию навыков артистов, она же - тягание вола за хвост. Но это – лишь иногда, по большей части танцы были уместны и креативны.

Проходили эти танцы под симфоническую музыку Джоби Тэлбота, которая была хороша. Местами она походила на Леонарда Бернстайна, местами – на Дэнни Элфмана. Возможно, стоило добавить другие музыкальные формы – не симфонические и не оркестровые. В конце концов, психоделическое приключение, в которое попадает Алиса, само по себе настраивает на музыку в традициях The Doors или Jefferson Airplane. Но опять же – это мелочи.

Трансляция шла без проблем, разве что иногда на секунду исчезал звук. Что же касается операторской работы, она была проведена лондонцами на впечатляюще высоком уровне, учитывая, что делалось все на ходу. Если и было в ней ощущение грубости и моментальности, то ничуть не больше, чем при любых профессиональных съемках спектаклей. В промежутках между актами демонстрировались небольшие документальные фильмы о закулисной работе над "Алисой", которые шли на английском, с английскими субтитрами и без русского перевода.

В целом, перед нами - мощный, цветастый, хаотический, креативный и сюрреалистический балет. Если у вас еще остаются сомнения, - может ли эта форма искусства быть уместной и веселой, - "Алиса в Стране чудес" наверняка их развеет. К сожалению, показ "Алисы" в "Заре" – одноразовая акция; однако, балет вышел на домашнем видео, доступен на Amazon.com и всегда к вашим услугам. Есть и стрим-версия, которую можно посмотреть, не заказывая никаких дисков из далекой-далекой заграницы. Заходите на www.amazon.com, вбивайте в поиске "alice's adventures in wonderland ballet", наслаждайтесь!

© Николай Кириченко, специально для Русского Запада

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 861 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты