Александр Васильев: я не удивлён, что оказался в топе «Яндекса»

11.03.2021 19:00
   


За два дня в Калининграде историк моды Александр Васильев наделал много шума: заявил о необходимости восстановления Королевского замка, отразил нападки борцов с «германизацией», упрекнул власти Черняховска и Советска в разрухе. «Русский Запад» собрал самые яркие высказывания маэстро, прозвучавшие на презентации выставки «Югендстиль и мода» в Музее искусств.

«Впервые в Калининграде и на свете!»

Много лет назад я приобрёл квартиру в старинной вилле в Зеленоградске. Многие хотят попасть в неё, это я знаю не с чужих слов. Почти каждый день толпы туристов останавливаются под окнами моего дома, пытаются заглянуть, узнать, как я живу. Для того чтобы облегчить эту ситуацию, я привёз большую часть картин и мебели оттуда в музей. Зачем люди будут страдать? Я же не могу принять всех, просто стены не выдержат потока. Сейчас, до 12 сентября, каждый, кто интересуется моим жильём, картинами моего отца, знаменитого художника (Александра Васильева – прим. «Русского Запада»), может прийти в Музей искусств.

Бальное платье супруги управляющего нефтяного производства братьев Нобель.jpg

Бальное платье супруги управляющего нефтяного производства братьев Нобель

На выставке исторического костюма «Югендстиль и мода» представлены аксессуары, стекло, фарфор, металл, дерево и журнал Jugend, давший название стилю, перевернувшему человеческую судьбу. По-русски это направление называлось модерн, по-французски art nouveau, в Австро-Венгрии – secession…. Эти вещи мне очень дороги, поскольку я их очень долго собирал, реставрировал, хранил. В таком составе выставка представлена впервые. Впервые не только в Калининграде, а вообще на земном свете.

Александр Васильев рассказал об экспонатах выставки.jpg

Мы увидели, какой успех был у моей выставки здесь в прошлом сезоне. Не скрываю, что я человек коммерчески ориентированный. Понимаю, чего люди хотят. Мы ждём здесь нашествия, потому что границы ещё закрыты и даже ваши жители не смогут поехать в Польшу на шоппинг, любимый всеми калининградцами. Им же хочется хоть как-то культурно отдохнуть! Я не могу назвать Калининград городом, где масса театров, музеев и большая выставочная деятельность. 

Строят филиал Эрмитажа, но пока не построили. Строят филиал Третьяковки, но пока не построили. Когда это случится, тогда, может быть, мои выставки будут покороче. Пока они будут подлиннее. Я всё правильно посчитал.

Выставка 2.jpg

Никто не понимает размаха моей коллекции. Она настолько огромна, что в Литве при переезде из одного города в другой… пристегните ремни… мы транспортировали и 6 фур кофров, картин и аксессуаров! Костюмы упакованы в 900 контейнеров. В каждом контейнере – от 20 до 100 предметов. Поэтому, великие математики Калининграда, помножьте и успокойтесь. То, что я выставляю здесь – лишь часть моей коллекции, но очень красивая.

Свобода в обмен на платья «за три зарплаты»

Для курьёза: объём талии большинства платьев здесь – 50-55 сантиметров, поэтому для них все манекены заказаны специально. Ни на одной современной фигуре такие наряды просто не застегнутся. Выставлены костюмы дам, которые не водили автомобиль, не таскали сумки с продуктами, не драили лестницы, ни разу не пробовали кока-колу, гамбургеры и пищевые добавки. Сейчас ходовой размер ноги у девочек 42, а сто лет назад – 33-34. Сейчас даже детей таких не найдёшь. 40 лет назад топ-модели уже были 90-60-90, уже не было 50. Сегодня если у женщины [охват талии] 70, то она считается очень стройной. Пройдёт ещё двадцать лет и все скажут, что 85 – очень хорошая талия.

Каждая женщина отдала за эти платья очень большую часть состояния мужа, не своих денег. Зарплата учителя гимназии в России царского времени составляла 100 рублей. Перья цапли на шляпку стоили столько же. Платье – 300 рублей, значит три зарплаты. Женщины, которые могли сказать, что у них в гардеробе висит 50 платьев, считались очень богатыми. У некоторых имелось всего три: дневное, вечернее и прогулочное. Состоятельные женщины меняли платья по семь раз в день: неглиже, прогулочное, визитное, чайное, обеденное (к приходу мужа), бальное и оперное. Каждое переодевание длилось полчаса. Посчитайте, сколько женщина стояла перед зеркалом, пока её шнуровали и закрывали. Почти все платья на выставке отличаются тем, что застёгиваются со спины. В эпоху югендстиля дама не могла одеваться сама. Ей нужна была помощь горничной, прислуги, мужа, любовника.

Выставка.jpg

В туалете водочной миллионерши

В чём уникальность этого стиля? Эти женщины не знали, что такое работа. Они были жёнами, матерями, хозяйками домов. Им не надо было спешить на службу. Такая мода просуществовала до Первой мировой, до эмансипации, после которых женщины стали сначала телефонистками, потом секретаршами, стенографистками, продавщицами, педагогами, а потом – водительницами трамваев и даже поездов. Они стали более активны и не смогли больше носить длинные платья с тренами, с кружевом. Да, женщины получили свободу, но потеряли, а что потеряли, рассказано на этой выставке.

Платье русской миллионерши.jpg

Очень красивый прогулочный туалет! Этот костюм принадлежал русской миллионерше Татьяне Никитичне Налбандовой-Самсоновой владелице «Петровской водки». Она приехала со своими нарядами в Париж в 1914 году, но вдруг началась Первая мировая война. Она не смогла вернуться к себе на родину в Петербург и оставила все наряды в Париже. Скончалась в 1930-е годы, её сын – в 1990-е и только внуки решили открыть сундук. Они постепенно передавали её наряды. Прогулочный – последний, который правнучка решила мне продать, потому что нуждалась в деньгах.

Камея на платье

«Я образованный человек, орденоносец»

Город сильно пострадал от войны. Разрушения коснулись архитектуры. У вас только в районе Амалиенау есть несколько вилл в югендстиле, есть они в Светлогорске и Зеленоградске, но об этом направлении в вашем крае так широко не говорили. На выставке «Югендстиль и мода» можно попробовать соотнести эти знания с вашим домом, личной историей, школой или институтом где вы учились. Может быть, с мебелью, которая некогда была в вашей квартире.

Я не удивлён, что я в топе «Яндекса», это нормально. Когда есть хотя бы один умный человек, который может сказать правду городу, ясно, что его читают. А почему же не должны читать? Я образованный человек, заслуженный, орденоносец. Знаю, что я делаю. Я профессионал своего дела и имею право высказать своё мнение.

Васильев 2.jpg

Зеленоградск спас от удушающего кашля

Я стал чаще здесь жить в эпоху пандемии. Я пережил в апреле прошлого года коронавирус. Мне было очень трудно восстановить лёгкие. Куршская коса, прогулки у моря, помогли мне убрать удушающий кашель, которым я страдал и вернуться к профессиональной жизни. Благодаря вашей свежей рыбе, которую я здесь постоянно ем, благодаря вашим хорошим продуктам, овощам, фруктам и очень чистому воздуху. Именно поэтому курорты здесь считались курортами в том смысле, что они обладали терапевтическим эффектом. 

Многие приезжали сюда не просто ради того, чтобы «сходить на дискотеку, потусоваться» с коктейлем на берегу, а для того чтобы подлечиться. Здесь очень правильная экология. Люди, которые собираются сюда, должны понимать, что едут в идеальный регион, где немного промышленности, задымлённости, очень много полей, лесов, очень низкая концентрация населения, если не считать прибрежной линии.

У региона огромное будущее, но пока число народонаселения здесь ещё очень низкое. Если сравнить с количеством посёлков и городков, которые существовали здесь до войны, мы сейчас в проигрыше: очень много пустых домов. Это нельзя спрятать, когда гуляешь по городу Советску или Черняховску. Ты видишь огромные здания и ни одного жильца! 
Старинные мансарды в центре Советска.jpg

«К вам переезжают подышать»

Никакого возвращения к корням области не требуется. Требуется развитие туризма. Туристы не ездят смотреть на хрущёвку. Она у них есть в Челябинске, Омске и Тюмени. Они хотят увидеть локальную архитектуры. Изюминка или перчинка вашей архитектуры – готика. Это единственный регион России (когда люди это поймут?), где готика существует с 13-го века. Если мы это достояние не восстановим, теряем огромное культурное наследие и миллионы туристов, потому что люди хотят увидеть то, что они не видят у себя в Саратове, Костроме, Вологде или в Норильске.

Когда к вам переезжают из Кемерово или Новокузнецка где снег чёрного цвета, то хотят подышать. Вот почему у вас массовая миграция из этого региона. Никто никого здесь не заставляет учить немецкий язык, ходить в платье или петь песни, но вам надо восстановить архитектуру – это мировое достояние, а не достояние какого-то народа. 

Сейчас и уже массу десятилетий этот регион – российский. Так если это наше, давайте наше сохраним!

Мы же не будем показывать, где у нас «Искандеры» стоят. Туда туристов не возят? Не возят. Мы покажем великолепные здания… Железнодорожный восстановлен в немецком стиле, а не в советском. Или кто-то против этого и скажет, что там везде серпы с молотами повесили?! Я не понимаю этой дискуссии! Мне кажется, она изжила себя.

Васильев.jpg

О советских названиях и лучшей точке югендстиля

Если верить советским названиям [городов Калининградской области], то каждую можно назвать Пионерской, Комсомольской, Октябрятской, Большевистской. В них нет уникальности. Я считаю, что подобного рода названия будущим поколениям [жителей Калининградской области] не пригодятся именно потому что они идентичны городу Барнаулу, Горно-Алтайску, Нижнему Тагилу и любому другому. Все ищут уникальность. Вы тоже должны её сохранить. Почему мы всегда этот район будем называть Амалиенау, хотя это нам чуждое название, (не наш язык)? А потому что в этом его уникальность. Может, он называется Пионерским теперь или Комсомольским, но просто это никому не интересно, потому что это всё сгинуло.

У вас есть площадь (Белорусский сквер в Калининграде – прим. «Русского Запада»), где большие особняки и каждая стеночка оформлена названием городов из Беларуси. На этой площади – уникальные особняки, один из которых принадлежит вашему миллионеру с восточной фамилией, который собирает русское искусство. Шикарный особняк! 

Ну и конечно в Советске, бывшем Тильзите, есть прекрасные виллы и доходные дома, но в таком жутком состоянии… Я понимаю, что там: а) нет денег б) нет вкуса. Потому что восстановить там могут в стиле «хай так». Реставрация там должна проводиться, а не реконструкция. Я свой дом в Зеленоградске уже отреставрировал: восстановил плитку, подъезд, ванную. Восстановил по старинной фотографии деревянные окна, а мог бы – пластиковые. Не все хотят поступать так, как я.

© ИА Русский Запад/пс