Спектакль Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова открыл программу XI фестиваля искусств "Балтийские сезоны".
Спустя три года после ухода Евгения Марчелли из калининградской драмы его постановку можно было вновь увидеть на этой сцене. Но только в один день и в качестве участника фестиваля лучших театральных работ "Современной классики" в рамках "Балтийских сезонов", как четырехкратного номинанта национальной театральной премии "Золотая маска - 2014". Ажиотаж среди калининградских театралов был понятен, и билетов в кассе было не достать за три недели до показа. Спектакль Марчелли по пьесе испанского писателя Ф. Г. Лорки ждали с нетерпением.
Итак, все начинается с перевернутого пространства. Зритель попадает туда, где обычно ему быть не следует, – на сцену, лицом в зал. Для сценического мира Марчелли такой прием не нов, но на этот раз задником театрального действа послужил зрительный зал: он открылся с другой стороны, пугающе огромным и пустым, обрамленным черной тенью кулис. Созданное чувство неловкости, неудобства у зрителей дополняется малым расстоянием до актеров – практически лицом к лицу, но без взаимодействия. С четким осознанием того, что мы, очевидцы, здесь спрятаны в доме вдовы Альбы, чтобы подсмотреть и подслушать, напрягая слух и придвигая неудобные стулья поближе.
Как сквозь замочную скважину, режиссер показал жизнь заключенных в собственном доме молодых девушек, томящихся без мужчин. Табун женщин, танцующих под яростную музыку с движениями, напоминающими восточные единоборства, сразу отпугнул тех, кто не выносит женских истерик, и настроил на нужный лад тех, кто был готов окунуться в змеиное логово.
Пять дочерей Альбы вынуждены нести бесконечный траур по отцу. Мать не желает отступать от своих традиций и вынуждает девочек против природы о мужчинах только мечтать. Но когда старшей дочери от первого брака Бернарды выпадет возможность выйти замуж благодаря своему наследству, начинается борьба со звериной жестокостью. Девушки кидаются друг на друга, стараясь задушить, с остервенением дерут за волосы. Из дев в льняных платьях и белых аккуратных платках на голове они превращаются в уголовниц, готовых биться тяжелыми ботинками.
Плавные и соблазнительные движения актрис вдруг сменяются грубыми широкими походками. Героини, совсем одичав, выпячивая подбородки, то ли бьют, то ли щупают друг друга, то ли орут, то ли экстатически вскрикивают. В борьбе за самца выигрывает самая младшая, она беременеет от жениха своей сестры, что в итоге заставляет ее покончить жизнь самоубийством.
На протяжении трех действий режиссер рассказывает об угнетенном женском начале, с каждым актом доказывая безвыходность девичьего положения. Показывая в первом действии стихийных фурий, постановщик, не давая зрителю перевести дух, распаляет жар женских чувств во втором акте и держит его на паническом нерве до конца третьего действия. Страсти разбавляются натуралистическими мизансценами с мытьем полов, перекручиванием сырого мяса и лепкой пельменей. Зрители практически живут в доме вдовы Альбы, со всеми его запахами, пылью и каплями воды.
Кровь приливает к вискам с приходом очередной смерти в дом. Красиво изобразив смерть маковым полем, закрывшим весь пустой зрительный зал, Марчелли заставил всех ахнуть. В свете сердца-прожектора, танцуя, висел труп молодой девушки, не успевшей стать матерью. И в финале - танец-бой, которым начинался спектакль. Жизнь продолжается. Мужчины с песнями пашут в поле и развлекаются, а женщины продолжают бороться и страдать.
© Дарья Катаева, специально для Русского Запада
© Фото: Стас Ломакин