Почему морской терминал для круизных судов в Калининградской области проектируют дважды?

25.08.2015 12:00
   


Гидо Вестервелле и Сергей Лавров.

На прошлой неделе министр транспорта Российской Федерации России Максим Соколов гостил в Калининградской области, выполняя поручение Дмитрия Медведева о ежеквартальных визитах в проблемные регионы страны. В качестве важного успеха региональной власти он подчеркнул «возврат средств на реализацию глубоководного круизного пассажирского порта» в Пионерском. «Это в том числе будет способствовать повышению туристической привлекательности Калининградской области», - процитировала пресс-служба правительства Калининградской области слова министра. Возврат средств?! Как будто их кто-то забирал. ИА «Русский Запад» разбиралось в том, что стоит за словами министра.

Информационные агентства поспешили сообщить о том, что конкурс на разработку проекта строительства морского терминала в Пионерском ФГУП «Росморпорт» объявил в июне. Вот только и врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов, и министр транспорта Максим Соколов говорят совсем о другом конкурсе. Этот конкурс объявлен не в июне, а 6 августа 2015 года, буквально за две недели до визита министра транспорта в Янтарный край.

Конкурс № 1
Первый конкурс был анонсирован на госзакупках действительно 8 июня 2015 года. Исполнителю предстояло спроектировать в два этапа «международный морской пассажирский терминал в г. Пионерский Калининградской области», как это указано в сводной смете. Общая максимальная цена: 259 962 580 рублей. Из них на первом этапе предстояло выделить 164 986 860 рублей.
Заявки были поданы в срок. 29 июня 2015 года в Москве на ул. Сущёвской, 19, во ФГУП «Росморпорт» были вскрыты конверты с предложениями. Как следует из документов, все участники соответствовали установленным критериям.
Лучшее предложение поступило от ООО «ЯнтарьСервисБалтик» (Калининград). Фирма с юридическим адресом на улице Горького, 55, в областном центре была готова выполнить проект за 198 миллионов рублей. Фирма принадлежит Алексею Рослякову и Алле Семёновой. Росляков работает также генеральным директором ООО «Нансена», принадлежащего Виталию Козлову, который стал широко известен в мае 2015 года, когда его компания ООО «СК Чистоград» получила генеральный подряд на достройку очистных сооружений в Калининграде. Ранее эта же компания выполняла очистные в Черняховске.

Второе по цене предложение сделало ООО «Морское строительство и технологии» (ООО «Морстройтехнологии) из Санкт-Петербурга – 240 миллионов рублей. Компания указала своим адресом почтовый ящик. Фирма принадлежит Михаилу Николаевскому (76%) и Сергею Семёнову (24%).
Самая худшая по цене заявка поступила тоже из Санкт-Петербурга от ООО «Северная столица». Фирма снизила цену всего на 62 580 рублей. Компания принадлежит Дмитрию Собакару и указывает своим основным видом деятельности «оптовую торговлю офисной мебелью». При этом проектирования чего-либо в списках видов деятельности у фирмы нет. В связи с этим возникает законный вопрос о правомерности допуска этой организации до финальной стадии определения поставщика услуг.

20 июля 2015 года в открытом конкурсе наступила следующая стадия – определение поставщика. Но до этого дело не дошло. В тот же день произошла отмена самого конкурса. Официальная причина: «Ввиду отмены финансирования по федеральной адресной инвестиционной программе на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» по объекту «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград. Международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области». Застройщиком принято решение отменить определение подрядчика по открытому конкурсу». Говоря коротко: в федеральном бюджете на тот момент на эти цели не было денег.

Что произошло между 20 июля и 6 августа, видимо, навсегда останется тайной.

Пионерский порт: большие планы.

Порт Пионерский: перед постройкой терминала предстоит ещё много работы.

Конкурс № 2
Но 6 августа 2015 года ФГУП «Росморпорт» вновь объявляет конкурс на проектирование терминала международного морского порта для приёма круизных и грузопассажирских судов в Пионерском.
На этот раз сумма существенно меньше: 243 188 080 рублей. В чём же отличие от первого конкурса? Только ли в 16 с половиной миллионах рублей?
ИА «Русский Запад» проверило конкурсную документацию. Журналисты обнаружили, что в новом задании на проектирование, например, не предусмотрены работы по обследованию территории будущего строительства на взрывоопасные предметы. Между тем в первом проекте на него выделялось 7,56 миллиона рублей.

Стоимость проектирования терминала в первом случае составляла 39,321 миллиона рублей, в конкурсе, объявленном 6 августа, она обозначена в 119,6 миллиона рублей. Возможно, сюда включена стоимость второго этапа, который в первом конкурсе не расписывался по пунктам, а был обозначен цифрой 94 975 720 рублей.

1-й конкурс от 8.06.2015, тыс. руб.

2-й конкурс от 06.08.2015, тыс. руб.

1

Проектирование терминала

39 321,16

119 644,14

2

Проект планировки территории

2 448,56

2 448,56

3

Инженерно-геологические изыскания

71 728,24

69 771,21

4

Инженерно-геодезические изыскания. Топографическая съемка

1 499,44

1 499,44 

5

Инженерно-геодезические изыскания. Промеры глубин

8 391,34

7 378,76 

6

Инженерно-гидрометеорологические изыскания

1 062,12

1 062,12 

7

Экологические изыскания

25 285,35

29 131,09 

8

Сейсмическое микрорайонирование

нет

 4 214,25

9

Обследование северного мола

3 280,56

3 280,57

10

Государственная экспертиза

4 160,09 

4 757,94

11

Обследование территории на ВОП

7 560

нет

12

Экологическая экспертиза

250

нет

13

Сейсмическое микрорайонирование

нет

4 214,25

14

2-й этап

94 975,72

нет

Итого

259 962,58

243 188,08

Полужирным в таблице выделены пункты, одинаковые для двух конкурсов

Обнаружились и новые пункты, которых не было в первом задании на проектирование. Например, сейсмическое микрорайонирование, на которое выделяется 4,2 миллиона рублей. За 17 дней между двумя конкурсами государственная экспертиза при общем снижении объёма работ подорожала на 14%. Чем это вызвано, в конкурсной документации, разумеется, не объясняется.

Подача заявок на новый конкурс на проектирование порта в Пионерском завершится 10 сентября 2015 года, а определение поставщика должно случиться не раньше 29 сентября 2015 года. При таких обстоятельствах «выход документации из экспертизы к октябрю», как об этом возвестило правительство Калининградской области, вопрос весьма спорный и предыдущей практике определения поставщиков на открытых конкурсах через систему государственных закупок противоречащий.

Хотя сам по себе факт объявления конкурса - отрадный. Ведь если всё пройдёт гладко и в бюджете будут деньги, то Калининградская область получит хорошо оснащённый морской пункт пропуска и терминал ценой в 8,96 миллиарда рублей расчётным пассажирооборотом на первом в 400 тысяч человек в год. Этого должно хватить для роста туристического потока на 40 – 50% в первые два года. К тому же по условиям государственного задания на проектирование терминал должен суметь принять самое большое круизное судно в мире длиной более 360 метров - Oasis of theSeas.

И тогда, возможно, участники международных встреч в государственной резиденции "Янтарь" в Пионерском смогут прибыть на них морем, насладившись прекрасным видом на портовый терминал международного класса.

Заглавная фотография: 6 июня 2013 года. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и тогдашний министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле в государственной резиденции "Янтарь" в Пионерском. На заднем плане: порт Пионерский. Фото: (с) Thoralf Plath. Всякое копирование и использование запрещены.

© Информационное агентство Русский Запад

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 1013 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты