В Калининградской областной Думе готовится к принятию региональный закон «Об общественном контроле в Калининградской области». Законопроект внесён в региональный парламент Общественной палатой Калининградской области.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установил общие принципы общественного контроля, которым может заниматься любой гражданин страны. На региональном уровне решили уточнить некоторые моменты: правила формирования и полномочия «некоторых организационных структур общественного контроля», порядок посещения «субъектами общественного контроля органов и организаций».
В пояснительной записке к законопроекту необходимость принятия именно сейчас такого регионального закона объясняется тем, что у других регионов страны он уже есть. Например, в Пермском крае, Ленинградской области, Московской области. Москва и Санкт-Петербург в этом списке не упоминаются.
Региональные новации не предполагают внезапных приездов общественников в «горячие точки», где требуется общественное вмешательство и/или общественный резонанс. В законопроекте предлагается уведомлять «субъекты общественного контроля письменно» и «не позднее чем за пять рабочих дней до даты посещения». В уведомлении надо указывать и дату, и время посещения, и цели, и персональный состав общественников. Такой срок даёт возможность скрыть не то, что правонарушение, а и даже преступление, совершённое там, куда решили заглянуть общественники.
Но общественники по смыслу этого закона это не граждане, которые собираются в пикетах со своими требованиями, дискутирующие с полицией и другими правоохранительными органами.
Согласно статье 7 предлагаемого закона все общественные советы при органах государственной власти Калининградской области будут согласовываться при их формировании с Общественной палатой Калининградской области. При этом сами они будут только из зарегистрированных «общественных объединений и иных негосударственных коммерческих организаций». Случайные люди, во всех смыслах, туда не попадут.
Общественный контроль предлагается осуществлять во множестве форм, в том числе и групповым методом – общественными инспекциями и группами общественного контроля. В законопроекте их численность ограничена строгими рамками: от трёх до семи человек. Причём все кандидатуры должны быть утверждены советом Общественной палаты Калининградской области.
Но и даже это ограничение кажется довольно мягким по сравнению с предлагаемым в статье 9 цензом: «Членом общественной инспекции или группы общественного контроля может быть гражданин Российской Федерации (…), имеющий опыт работы по сфере деятельности общественной инспекции или группы общественного контроля не менее 5 лет». Кто и как будет контролировать именно пятилетний срок, в законопроекте не разъясняется. Непонятно также и то, каким образом граждане России в Калининградской области смогут набрать 5-летний стаж в «общественных инспекциях» и «группах общественного контроля», если их ещё в природе никогда не существовало. Они вводятся (узакониваются) как раз этим законом.
При этом ранее в Общественной палате Калининградской области формулировка стажа работы на общество звучала совершенно иначе: "Членом общественной
инспекции или группы общественного контроля может быть лицо, имеющее опыт работы
в области защиты прав и свобод человека, законных интересов граждан не менее
пяти лет". Эта формулировка сохранилась и в варианте законопроекта, который находится сейчас на сайте Общественной палаты Калининградской области.
Для тех, кто всё же сможет пройти через все сита, предлагается ещё одно ограничение: «Одно и то же лицо не может быть назначено членом общественной инспекции или группы общественного контроля более двух раз подряд». На практике это может выглядеть так: специализирующиеся и разбирающиеся в вопросах узкого характера общественники будут отстраняться от дальнейших проверок. На их место придут проверенные (советом Общественной палаты региона) послушные дилетанты.
Постулируемое федеральным законом (в статье 3) правило о возможности общественного контроля гражданами и без участия в организациях и объединениях («Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций».) в региональном законопроекте полностью выхолащивается. Такая возможность не упоминается и – по духу законопроекта – никак не приветствуется. Только по согласованию. И только с Общественной палатой Калининградской области. Все остальные общественники будут, очевидно, вне закона.
(с) ИА Русский Запад/аш