Законопроект о донорстве органов поддержан российскими мусульманами

19.06.2013 00:00
   


Будущий закон о донорстве органов, как заявили в Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) России и Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), направлен на очень хорошее дело, на решение одной из самых благородных целей – спасение жизней. Поэтому ЦДУМ поддерживает принятие данного закона, однако отмечает, что документ имеет недочеты, которые нужно в скором времени доработать и исправить, как сообщил "Интерфакс-Религия" в четверг, 13 июня.

В своем заявлении ЦДУМ отметило, что шариат ислама одобряет оказание медицинской помощи больному человеку, и все средства хороши для того, чтобы спасти чью-то жизнь. В том числе и трансплантация органов, но разумеется, это невозможно без согласия донора или его родных.

Если есть способы спасти чью-то жизнь, отогнать болезнь, отодвинуть час смерти, то нужно использовать все возможности, какие у нас есть, ведь жизнь человека бесценна. Конечно же, обмануть смерть не удастся никому. Если суждено умереть, то ничего не поможет, но постараться помочь нужно всегда, всеми доступными в наше время средствами и медицинскими приемами – будь то простое лечение, операция или же трансплантация органов.

Авторы заявления также отметили, что донорство, несомненно, связано с риском. Все сомнительные проблемы, возможные затруднения нужно предусмотреть и по возможности минимализировать.

Разработчикам законопроекта ЦДУМ советует учесть также нормы морали русского народа, нравственные и духовные традиции, чтобы закон о донорстве максимально им соответствовал. Ведь такие вещи, как посмертное изъятие органов, детское донорство, трудны не только с точки зрения техники, медицины и науки. Это трудно для понимания большинству людей, поэтому нужно постараться учесть в законе многие щекотливые моменты.

Свое отношение к новому законопроекту высказал и глава Совета улемов РАИС муфтий Фарид Салман. Он подчеркнул, что его организация приветствует эту инициативу, что трансплантация органов ради спасения жизни – благородное дело.

Муфтий отметил, как сообщает "Интерфакс-Религия", что использование органов человека в любом случае должно быть узаконено. Ведь по одному из общих принципов мусульманского права никакая вещь другого человека не может быть присвоена без его согласия. Это касается как элементов быта, одежды, личных вещей, так и органов.

Что же касается покойного человека, то изъятие его органов возможно лишь на основании его завещания или же согласия его наследников или опекунов. То есть передача органов без согласия категорически запрещается.

Также глава Совета улемов РАИС муфтий Фарид Салман заметил, что использование органов человека, который находится в клинической смерти, недопустимо ни в коем случае. Мертвым считается тот, у кого свернулась кровь, тело остыло, органы перестали функционировать. Клиническая смерть же у мусульман приравнивается к предсмертной агонии, но человек еще жив, поэтому изъять его органы без согласия невозможно. А так как получить согласие у того, кто без сознания, не представляется возможным, то и изъятие органов запрещено.

Лучше всего, как сказал муфтий, еще при жизни донора заключить соглашение на передачу органов другому человеку. Ведь согласно шариату такое оказание помощи приравнивается к подарку, пожертвованию в пользу больного.

"Хорошим решением также будет ведение регистрации доноров и реципиентов", - отметил Фарид Салман.

"Исключения, но только в редких, очень важных и трудных случаях, конечно, возможны. Можно изъять органы у человека без его завещания, без согласия родственников и опекунов, но только если на кону - спасение другой жизни, когда вопрос стоит очень остро. Но делать из этого норму недопустимо, это будет попрание всех норм морали и законодательства", - подчеркнул глава Совета улемов РАИС.

В исламе существует принцип, согласно которому нельзя причинять вред как себе, так и другому человеку даже в ответ на причиненную боль. Вот именно поэтому передача органов от одного живого человека другому невозможна.

Также муфтий акцентировал внимание на том, что торговля органами недопустима. Извлечение финансовой выгоды от продажи органов покойного его родственниками или опекунами (или же от продажи органов живого человека – больному) категорически запрещается. Органы – это не товар, не объект торговли.

Фарид Салман высказал свое мнение и по поводу вскрытия покойных. Если причина смерти не вызывает сомнения, то от него следует отказаться.

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 762 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты