"Коммерсантъ": Правительство не может договориться о сдерживании стоимости продуктов

26.08.2014 14:00
   


Предложенный Минсельхозом механизм сдерживания потребительских цен в условиях ответных санкций — трехсторонние соглашения между региональными властями, поставщиками и ритейлерами — не нашел поддержки в Федеральной антимонопольной службе.

Ведомство считает, что мера не даст реального эффекта, а сами ритейлеры напоминают, что после истечения таких соглашений цены вырастают в несколько раз.

Вчера на комиссии по продовольственным рынкам под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича обсуждался механизм сдерживания цен путем трехсторонних соглашений между ритейлерами, поставщиками и региональными властями, - рассказали "Ъ" несколько участников встречи. О том, что соответствующий проект постановления правительства уже разработан и направлен на согласование в ведомство, в пятницу на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым заявил глава Минсельхоза Николай Федоров (см. "Ъ" от 23 августа).

По словам одного из участников вчерашнего совещания, представитель ФАС в его ходе сообщил, что служба не поддерживает идею таких соглашений, сославшись на отрицательную практику прошлых лет. По мнению ведомства, "это не дает реального эффекта", - пояснил он. Источник "Ъ" в ФАС подтвердил, что служба не одобрила полученный от Минсельхоза документ. Пресс-служба антимонопольного ведомства от комментариев отказалась. Представитель господина Дворковича отвечать на вопросы "Ъ" не стала. Ранее господин Федоров заявлял, что крайний срок одобрения документа ведомствами — 23 августа. В пятницу глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что его министерство уже согласовало документ.

Трехсторонние соглашения уже действовали в России в 2007 и 2010 годах. Так, в начале осени 2007 года цены на основные продукты (яйца, масло, молоко) выросли на 25%, и правительству пришлось сдерживать цены в преддверии президентских выборов. Тогда торговые сети согласились до конца года устанавливать наценку не более 10% на социально значимые товары. В 2010 году после засухи и неурожая подобные меры снова вводились, но на этот раз наценка не фиксировалась. Идея вернуться к таким соглашениям появилась после того, как Россия ввела ответные санкции, запретив ввоз в страну продуктов из Евросоюза, Норвегии, Австралии и США.

В отношении трехсторонних соглашений позиция ФАС схожа с позицией бизнеса, хотя от официальных комментариев опрошенные вчера "Ъ" ритейлеры отказались. "Внешние условия в любом случае влияют на цену. После отмены трехстороннего соглашения цена вырастает сразу в несколько раз", — говорит представитель одного из ритейлеров, присутствовавший на встрече с вице-премьером. Реализовывается эффект отложенного роста, - поясняет он. По его мнению, текущий мониторинг цен, недавно уже организованный правительством, более эффективен. "Если поставщик знает, что за ним следят, он будет аккуратнее", — считает собеседник "Ъ".

Ранее в беседах с "Ъ" производители и поставщики также указывали, что концепция трехсторонних соглашений не предусматривает рычагов регулирования, а носит лишь меморандумный характер. Партнер антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский подтверждает, что в таких соглашениях обычно не предусмотрены какие-либо прямые санкции. Подобные трехсторонние соглашения хороши лишь на короткий, точно очерченный срок, - отмечает юрист. "Если соглашение действует слишком долго, существуют два основных риска. Во-первых, его действие может расползтись на другие товары, которые не входили в него ранее. Во-вторых, производитель или ритейлер может повысить цены на те категории товаров, в отношении которых соглашение не действует, чтобы покрыть недополученную прибыль", — объясняет он.

© Информационное агентство Русский Запад по материалам "Коммерсантъ"
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 777 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты