РБК: автобизнес пошел ко дну

11.03.2015 09:00
   


Продажи машин в России обвалились на 40%.

В феврале российский авторынок вплотную приблизился к уровням кризисного 2009 года. Дальше будет хуже, говорит глава комитета автопроизводителей АЕБ.

Минус 40% – не предел

В феврале продажи новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) упали на 37,9%, до 128,3 тыс. штук, по сравнению с февралем 2014 года, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Падение продаж ускоряется второй месяц подряд – в январе авторынок сократился на 24,4%. В январе-феврале было 243,8 тыс. машин – на 32,1% меньше, чем за тот же период годом ранее.

Результаты прошлого месяца приблизились к показателям кризисного 2009 года, когда ежемесячное снижение продаж автомобилей колебалось в диапазоне 30-50%. Худшим месяцем был май 2009-го, продажи автомобилей тогда рухнули на 58%, до 119,4 тыс. штук. В прошлом году худшим для российского автопрома считался август – минус 25,8%.

Дальше будет еще хуже, полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: "Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало этого замедления". "Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна", – прогнозирует Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Впрочем, к пессимизму склонны не все участники рынка. Президент "Фаворит Моторс" Владимир Попов поясняет, что текущая динамика падения продаж не совсем корректна. По его словам, в январе дилеры учитывали часть продаж за декабрь, когда был всплеск спроса на автомобили: "Можно сказать, это был 13-й месяц в 2014 году". Без декабрьских продаж результаты за январь были бы хуже, уточнил Попов.

По данным АЕБ, в январе в России было продано 115,4 тыс. легковых машин и LCV – это на 24,4% меньше, чем за предыдущий январь. Но, по данным первичной регистрации ГИБДД, продажи упали примерно на 38%, до 95-97 тыс. штук (РБК писал об этом 3 марта в материале "Более 15 тыс. проданных в январе машин не было поставлено на учет в ГИБДД"). То есть в феврале падение продаж могло быть на уровне января.

Кроме того, плохую статистику сейчас делает сильный первый квартал 2014 года, добавляет директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC) в России Сергей Литвиненко. Он не исключает ускорения падения продаж в марте, но уже во втором-третьем квартале ждет замедления динамики. Правда, это произойдет, если в дополнение к государственной программе утилизации и trade-in будет запущена программа льготного автокредитования, оговаривается аналитик. Сейчас эта мера обсуждается в правительстве, но решения пока нет.

Программа льготного автокредитования оживит продажи автомобилей, соглашаются директор по продажам дилерского центра Ford ГК "Авилон" Михаил Кузьмин и директор дилерского центра Toyota Lexus Ясенево ГК "Рольф" Татьяна Форнасова. Необходимо также субсидирование автолизинга, добавляет Форнасова.

Небольшой подъем рынка следует ожидать во второй половине года, а окончательную реанимацию продаж не ранее чем через 1-2 года, думает Михаил Кузьмин. По разным оценкам (АЕБ, PwC и "Автостат"), в 2015 году падение продаж автомобилей будет в диапазоне 24-50%.

Участники рынка сгруппировались

Сейчас дилеры пересматривают стратегию бизнеса в пользу сервисных услуг. "На данный момент это приносит большую прибыль, чем продажи", – говорит Кузьмин. К тому же сейчас сервис у официальных дилеров стал выгоднее, чем у "серых", из-за роста цен у последних, добавляет Владимир Попов из "Фаворита". "Рольф" развивает мультисервис.

Автозаводы тем временем корректируют графики работы. С начала года на простой уходили "Автотор", завод Ford во Всеволожске, PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi в Калуге и Renault в Москве. С 23 марта по 15 мая частично остановится завод General Motors в Санкт-Петербурге, в феврале на неопределенный срок встал концерн по выпуску грузовиков Renault и Volvo.

В зависимости от мартовских продаж АвтоВАЗ будет корректировать производственный график-программу на лето, говорил президент компании Бу Андерссон. Источники на предприятии уточняют, что в качестве вариантов обсуждается сокращение рабочих часов в неделе с 40 до 20, неполная рабочая неделя, неделя через неделю. Решения о корректировке графика работы нет, утверждает представитель компании.

Кризис – время АвтоВАЗа

Лидером на российском авторынке пока остается АвтоВАЗ, однако в феврале 2015 года продажи автомобилей Lada в годовом исчислении упали на 23%. Всего в феврале россияне купили 23,6 тыс. автомобилей Lada. По собственной оценке, в прошлом месяце АвтоВАЗ занимала 19,3% авторынка без учета LCV.

Это лишь чуть больше, чем машин, продающихся под брендами Hyundai и Kia: первых за месяц в России было продано 13,2 тыс. штуки (на 5% меньше, чем годом ранее), а вторых – 12,5 тыс. штуки (-6%). Продажи двух других участников топ-5 упали почти вдвое: Nissan сократила их на 45% (до 9,5 тыс. штук), а Renault – на 46% (до 9,1 тыс.).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Honda, Opel, Peugeot, Citroen и Ford. Продажи автомобилей Honda рухнули сразу в десять раз – с 2,5 тыс. штук в феврале 2014 года до 252 машин в феврале 2015 года.

Немногим лучше оказались результаты остальных «мэтров»: месячные продажи Opel упали на 86% (с 6,6 тыс. до 912 штук), Peugeot – на 84% (с 2,4 тыс. до 377), Citroen – на 83% (с 2,2 тыс. до 380), Ford – на 78% (с 6,3 тыс. до 1,4 тыс.).

Вдвое и более в августе сократились продажи автомобилей SEAT (-98%), Suzuki и Chery (-76%), SsangYong (-72%), Daewoo (-64%), Mitsubishi (-51%). Нарастить продажи среди марок, входящих в топ-10 продаж по версии АЕБ, смогли только Mercedes-Benz (+18%) и BMW (+6%). Замыкают рейтинг самых продаваемых марок Lexus (рост продаж на 11%), Porsche (+119%), Smart (+60%) и Isuzu (+1380%).

Самой популярной у россиян моделью авто остается Lada Granta, в феврале их было продано 10,5 тыс. штук (в августе прошлого года – 11,2 тыс). На втором месте оказалась Hyundai Solaris, продажи которой сократились с 8,7 тыс. до 8 тыс. Kia New Rio, которая осталась на третьем месте, сумела нарастить продажи до 6,1 тыс. машин (+185 штук).

"Из десяти лидеров продаж новых легковых автомобилей девять – местного производства", – отмечается в отчете АЕБ. Сильнее других (более чем на 60%) упали продажи Renault Duster – вместо 7,5 тыс., как было годом ранее, в феврале 2015 года их продали менее 3 тыс. 

© Источник: РБК
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 871 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты