Администрация Калининграда рассказала о сотнях нелегально возведённых коммерческих объектах: кафе, киосках, капитальных зданиях. Мелкие и средние предприниматели, жалуясь на постоянные «притеснения», сами умело пользуются пробелами в законе – чтобы наплевать на интересы общества. Разговор о нелегальных постройках зашёл на оперативном совещании в администрации Калининграда. С докладом о засилье нелегалов выступил главный архитектор города Вячеслав Генне.
Бывшие киоски, пункты приёма стеклотары, туалеты и бомбоубежища
«Эти объекты возведены без разрешений на строительство, без оформления других необходимых бумаг», – рассказывал Вячеслав Генне.
На мониторах перед главой города и сотрудниками администрации мелькали слайды с фотографиями сомнительных зданий в Центральном и Ленинградском районах Калининграда. Александр Ярошук выглядел хмурым, но не удивлённым.
«Бывшие киоски, пункты приёма стеклотары, бомбоубежища реконструируются, надстраиваются, – продолжил главный архитектор Калининграда. – По закону они не подлежат экспертизе. Когда начинаешь предлагать согласовать, предприниматели, наоборот, утраивают темпы работ, нагоняют рабочих на три смены, быстро достраивают и узаконивают через суд. Таких строений в Калининграде очень много, их сотни».
Сейчас реконструкции нестационарных торговых объектов в более капитальные строения обставлены, по словам сотрудников администрации Калининграда, как законные, но только «формально».
Вячеслав Генне
«Площадь таких объектов не превышает двух тысяч метров, а высота – двух этажей, – пояснил прессе уже после своего доклада Вячеслав Генне. – Поэтому по закону они не подлежат экспертизе. Собственники это знают и к нам за разрешительной документацией не обращаются».
За чем надзирает архитектурный надзор
«У Госархстройнадзора очень простая позиция: индивидуальные предприниматели не зарегистрированы как субъекты строительства, поэтому разрешения на их строительства мы не регистрировали, – продолжил Вячеслав Генне. – Получается дурацкая ситуация: если за забором [незаконно] выкопана яма под многоквартирный дом – полмиллиона штрафа, а если там уже самовольно и незаконно построено здание – никаких действий!»
Самовольные реконструкции становятся небезопасными уже во время работ. В качестве примера главный архитектор Калининграда привёл торговую точку на остановке общественного транспорта напротив зоопарка, у гостиницы «Москва».
«Город бурлил, мне очень многие звонили
и спрашивали, что происходит напротив зоопарка, – вспоминал Вячеслав
Генне. – Мол, люди стоят на улице в снег и дождь, [ждут транспорта],
а предприниматель круглосуточно ведёт стройку. Прошёл суд. Предприниматель
демонтировал конструкции, вынужден был сюда, [в администрацию], прийти.
Разрешения на строительство он так и не получил, хотя у него там
объект капитального строительства, и под него – земля. Мы согласовали
паспорт фасада. Я был
болееменее уверен, что материалы подобраны и композиция вписана,
а он… отступил от границ».
Клиентов у кафе и магазинов в самовольно реконструированных объектах немало. Народ охотно ест, покупает, меряет одежду в надстройках, возведённых на честном слове.
«Вот, пожалуйста, свадебный салон на туалете, напротив «Акрополя». Этой штучке уже лет 10, вокруг неё шли суды, а сейчас нормально всё, она остаётся в охранной зоне объекта культурного наследия, – посетовал Вячеслав Генне. – На бывшем туалете [собственник] надстроил бандуру, карнизами навесился над дорогой. Объект напротив Рыбной деревни (ул. Октябрьская, 5в, реконструкция ларьков под двухэтажный магазин. – Прим. ред.) у нас вообще в рубрике «беспредел»… Никаких документов на реконструкцию у них не было».
«Чем вам эти предприниматели насолили?»
Быть может, предприниматели обращаются за разрешениями на реконструкцию, но не могут достучаться до чиновников? В администрации города говорят, что всё как раз наоборот.
«Наши специалисты официально и неоднократно уведомляли предпринимателей на ул. Брамса (торговый павильон в сквере у дома № 12–18 на ул. Чайковского. – Прим. ред.) о том, что они приступили к работам без разрешения, – рассказал Артур Крупин, председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда. – Направляли документы в прокуратуру Центрального района Калининграда и в ГАСН. Представлений о приостановке стройки не последовало. В ГАСН сказали, что этот объект под их надзор не подпадает. К предпринимателю на начальной стадии строительства не было санкций. Работы продолжались, и теперь они завершены».
В аналогичных случаях, как сказал Крупин, суду сложно добиться решения о сносе такого объекта.
«Судья задаёт вопрос: «Чем вам эти предприниматели насолили?» – продолжил Артур Крупин. – Как можно ответить в суде на такой вопрос? Не важно, что нарушены градостроительные нормы, а орган местного самоуправления по Градостроительному кодексу уполномочен выдавать разрешения на такие объекты… Мы показали документы о том, что уведомляли предпринимателей о необходимости получения разрешения. Максимум, чего мы добились через несколько месяцев переписки, – это заявки на градостроительный план. Больше ни одного документа на этот объект нет, и он построен».
Правда, сейчас администрация подала исковое заявление в суд о сносе незаконно надстроенного пивного и сигаретного павильона на улице Брамса.
Непричастные и пособники
«Ни один нормативный документ не обязывает органы
Госархнадзора работать с такими объектами, – объяснил Александр Зуев,
заместитель главы Калининграда. – Мы их выявляем, предупреждаем,
а дальше нужно действие органа, осуществляющего контроль за
градостроительной деятельностью. На мой взгляд, таким органом может быть только
ГАСН. Может быть, необходимо обратиться с инициативой о внесении
в их положение или в их уставные документы норм, которые предпишут
реагировать на такие вещи. Ничего другого мы не сделаем.
В итоге суд встаёт перед дилеммой: лишать бизнесмена денег, которые он уже вложил [в реконструкцию], или решать, что пусть строение постоит, дескать, ничего оно не нарушает».
Заместитель главы Калининграда Александр Зуев
«Органы, которые осуществляют регистрацию объектов недвижимости, как мне кажется, занимаются пособничеством, – оценил ситуацию Артур Крупин, заместитель главы Калининграда. – Все эти объекты впоследствии регистрируются. Через какоето время [после начала тяжбы о самовольной реконструкции] предприниматель придёт в суд со свидетельством о праве собственности на строение, и на этом дело будет закрыто. Такое уже происходит сплошь и рядом».
Слева-направо: Заместитель главы Калининграда Артур Крупин и мэр города Александр Ярошук
«Найдём и устраним»
«Иначе как беспределом я это назвать не могу, – заявил Александр Ярошук, глава города Калининграда. – Вместо гаража или торговой палатки появляются огромные самовольные строения. На них не выдавалось разрешений, и по ним с администрацией не согласовывалось ни одного документа. У муниципалитета в соответствии с федеральным законодательством контролирующие органы были сокращены. И теперь нам придётся рассмотреть эти вопросы на площадке правительства области совместно с контролирующими органами. Нужно найти решение, чтобы таких объектов больше не появлялось».
Глава города апеллирует к предпринимателям, организовавшим самовольные реконструкции торговых точек:
«Я обращаюсь к тем, кто занимается беспределом на территории города: не сомневайтесь, мы найдём и устраним сбой в этой системе. Мы подберём инструмент для борьбы с такими застройщиками».
Глава Калининграда Александр Ярошук
© ИА Русский Запад/пс