28 ноября 1943 года прошла Тегеранская конференция, влияние которой на ход истории сложно переоценить.
После нее нацистская Германия окончательно потеряла надежду на сепаратный мир с европейскими странами и США. Именно на ней обговаривалось послевоенное деление мира, был заложен фундамент Организации Объединенных Наций, было принято решение о присоединении Кенигсберга к СССР.
Тегеранская конференция стала первой за годы Второй мировой войны конференцией “Большой тройки” - лидеров трех держав: И. В. Сталина (СССР), Ф. Д. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания). Проходила она в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года.
Влияние конференции на дальнейший ход войны и историю невозможно переоценить. Это была первая встреча “Большой тройки”, на которой решались будущее устройство мира, судьбы миллионов людей и открытие второго фронта.
Руководитель советской делегации И. В. Сталин здоровается с Сарой Черчилль, дочерью руководителя британской делегации
На конференции разрабатывалась окончательная стратегия дальнейшей борьбы против фашистской Германии и ее союзников. Тегеранская конференция стала важнейшим этапом в развитии межсоюзнических и международных отношений.
Несмотря на разногласия сторон, на ней был решен ряд вопросов войны и мира: установлен точный срок открытия второго фронта во Франции, положено начало решения польского вопроса, появилась договоренность о готовности СССР начать войну с Японией после разгрома фашистской Германии, были намечены контуры послевоенного устройства мира, а также достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и мира.
Особенно остро стоял вопрос второго фронта. После долгих дебатов обсуждение зашло в тупик. Сталин, понимающий всю важность второго фронта для СССР, поднялся с кресла и, обратившись к Молотову и Ворошилову, раздраженно сказал: “У нас слишком много дел дома, чтобы здесь тратить время. Ничего путного, как я вижу, не получается”. Это был критический момент. Черчилль понял, что все повисло на волоске. И, опасаясь срыва конференции, пошел на компромисс.
Маршал Советского Союза, председатель СНК СССР и председатель ГКО СССР Иосиф Виссарионович Сталин, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Стоят слева направо: советник президента США Гарри Гопкинс, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов. Второй справа — министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден
Долго обсуждалось и послевоенное устройство мира. Представители США поставили вопрос о разделении Германии после войны на пять автономных государств. Великобритания предлагала отделить от Германии Пруссию, а южные области страны включить в так называемую Дунайскую конфедерацию наряду с Австрией и Венгрией. Советская делегация не поддержала эти планы. Обсуждение германского вопроса было решено передать в Европейскую консультативную комиссию.
Именно на Тегеранской конференции было предварительно согласовано решение о передаче Кенигсберга (ныне – Калининград, прим. Русского Запада) СССР.
Разворот газеты "Нью-Йорк Таймс", где рассказывается о Тегеранской конференции
Кроме того, Великобритания и США фактически одобрили вхождение Прибалтики в состав СССР. Историки спорят об этом до сих пор. Например, эстонский историк Мялксоо отмечает, что официально Великобритания и США этого вхождения не признавали. Но отечественный историк М. Ю. Мягков утверждает, что хоть Вашингтон официально не признавал этого свершившегося факта, но не выступал открыто против.
На конференции между Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным предварительно обсуждался вопрос о создании международной организации безопасности. По схеме, изложенной президентом Рузвельтом в беседе со Сталиным, после окончания войны предлагалось создать мировую Организацию Объединенных Наций.
По завершении конференции была опубликована "Декларация трех держав". Согласно документу руководители "Большой тройки" согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил по срокам и масштабам операций, предпринимаемых с востока, запада и юга. Декларация констатировала решимость трех государств работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.
И. В. Сталин, В. М. Молотов и др. на конференции в Тегеране
© Ольга Шумакова, специально для Русского Запада