ЕС выступит с «уточнением» по поводу калининградского транзита через Литву

03.07.2022 08:00    © Фото: Алексей Шабунин
5 мин   


Европейская Комиссия (исполнительный орган власти Европейского Союза) в ближайшие дни, по данным немецкого журнала «Шпигель», должна выступить с так называемым «уточнением» по поводу транзита товаров через литовскую территорию в Калининградскую область.

Согласно опубликованной в последний день июня информации издания, России разрешат наземный провоз всех товаров. Но есть нюанс: их объём будет ограничен.

Литва, начиная с 18 июня 2022 года, как сообщал «Русский Запад», начинает поэтапный запрет перевозки металлов, угля, строительных материалов и других товаров (полный список тут). МИД РФ в ультимативном тоне призвал страну к порядке — восстановлению прежних возможностей для транзита «в ближайшее время». Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, даже не исключил «худшее», если власти соседней страны не пойдут на попятную.

Похоже, что на попятную пойдёт весь Евросоюз. Как описывают немецкие журналисты, в готовящемся документе Еврокомиссия обращается ко всем своим партнёрам по ЕС, однако, смысл в том, что касается обращение прежде всего ситуации вокруг Калининградской области. России разрешат провозить и санкционные товары в регион и вывозить из него, но... только в том объёме, который был до начала «специальной военной операции» 24 февраля 2022 года.

Что и сколько можно будет таким образом провозить, Еврокомиссия якобы будет устанавливать на основании статистических документов литовской таможни. Правда, возможно, будут предусмотрены и «особые случаи». В качестве примера приводится некий, но не конкретный, «шлюз», который надо срочно отремонтировать, тогда количество провозимых транзитом товаров может быть и превышено. Россия в каждом таком случае должна будет представить обоснование.

«Шпигель» отмечает, что Еврокомиссия в проекте «уточнения» практически полностью переняло точку зрения правительства Германии, у которого действия Литвы вызвали непонимание. Олаф Шольц, федеральный канцлер, не раз подчёркивал, что будет делать всё, чтобы предотвратить ненужные «провокации против Москвы». В Мадриде глава немецкого правительства заявил, что транзитное сообщение следует «конечно, всегда понимать в том ключе, что речь идёт о сообщении между двумя частями России».

С другой стороны, литовские власти тоже действовали не с бухты-барахты, пишет «Шпигель», и уж точно согласовали свою позицию с Еврокомиссией — на техническом уровне. Верховный комиссар по внешним связям Йозеп Боррель уже успел заявить, что позиция литовского правительства подкреплена решениями по введению санкций против России.

Но есть и другая сторона вопроса: в марте 2022 года, когда обсуждался 4-й санкционный пакет, чуть-чуть был затронут и калининградский вопрос. И именно тогда стороны не считали, что санкции должны затронуть калининградский транзит. Кстати, такое же мнение высказал и губернатор Антон Алиханов, ковыряясь в бюрократии ЕС.

С новым «уточнением» еврокомиссары хотят сохранить лицо Вильнюса, в котором, правда, оно воспринимается уже как поражение. Один из неназванных по фамилии литовских высокопоставленных чиновников отметил, что «немцы с 18 июня давят на Еврокомиссию, чтобы Калининград не подпадал под санкции».

Ждут ли федеральные власти нового документа из ЕС, не совсем понятно. В пятницу, 1 июля 2022 года, первый вице-премьер Андрей Белоусов призвал обеспечить в полном объёме все потребности Калининградской области — имеется в виду, уже с учётом де факто частичной блокады, то есть, морем. Тем более, что и у федеральных властей разные взгляды на её истоки. Например, Дмитрий Медведев, в последнее время усугубивший риторику, заявил по смыслу, что Евросоюз и вовсе почти не виноват в случившемся, а главную ответственность стоит возложить только на Литву.

Удивительным образом, высказыванию экс-председателя правительства России предшествовало письменное презрительное упоминание президента Литвы со стороны губернатора Калининградской области Антона Алиханова.

У калининградского транзита прорисовываются уже и последствия, отмечает «Шпигель»: в 2022 году литовские железные дороги сработают с убытком в 150 млн евро, что означает увольнение двух из девяти тысяч сотрудников.

Чтобы быть в курсе событий, происходящих в Калининградской области, подписывайтесь на группы и паблики «Русского Запада» в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Telegram.

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 656 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты