«Автотор» может стать в России пилотной площадкой для новых видов автомобилей

08.09.2021 14:00
6 мин   


Автомобильная промышленность России вновь стоит на перепутье перед лицом очередной технологической революции. В мире делается ставка на новые материалы, на транспортные средства с новыми типами приводов: электрическими, водородными, газовыми. Не исключён и полный отказ от двигателей внутреннего сгорания в перспективе 30 – 50 лет.

Что делать, куда двигаться? Большое интервью о перспективах и шансах сохранить и развить отрасль опубликовано в среду, 8 сентября 2021 года, в «Российской газете».

Собеседник издания – абсолютный авторитет отрасли отечественного автомобилестроения, основатель крупнейшего калининградского предприятия «Автотор», доктор экономических наук, академик РАЕН Владимир Иванович Щербаков.

Владимир Щербаков.jpg

Свой автомобиль с нуля?

Правительство России в последние десятилетия формирует правовые рамки для создания локализованного производства собственного российского автомобиля. Возможно ли повторение советского опыта построения отечественных автозаводов на новых технологических началах?

Сделать полностью свой автомобиль на 100% невозможно, отвечает Владимир Щербаков. Принцип «всё своё» в автомобильной промышленности больше не применим, «натуральное хозяйство» отжило свой век десятилетия тому назад. Даже высокоразвитые экономики мира не в состоянии локализовать все компоненты, самостоятельно производить все материалы и разработать десятки тысяч эксклюзивных запатентованных решений и «ноу хау».

«Вряд ли сейчас актуален этот путь», - говорит основатель «Автотор», компании, созданной под его руководством в середине тех самых «лихих» 90-х, сохранившей и упрочившей за более чем 25 лет работы свой кадровый, производственный и технологический потенциал, пройдя через все кризисы и успешно выстояв перипетии новейшей истории. К словам Щербакова стоит больше, чем просто прислушаться.

Российские производители сейчас закупают от 25 до 60% компонентов за рубежом, да зачастую просто не владеют информацией о передовых наработках отрасли у коллег за рубежом – нет той системы отслеживания научно-технической информации, которая была в СССР. Могут ли они идти в ногу со временем в одиночку?

Калининградская компания предлагает другое решение задачи, поставленной Правительством и Президентом России.

«Автотор» готовит вместе со своими традиционными партнёрами (напомним, что речь идёт о концернах с мировым именем – Hyundai, KIA, BMW) конвейерный выпуск на глубоко локализованном производстве автомобилей с новыми типами приводов с высокой долей отечественного интеллектуального вклада.

«Для этого образовали научно-внедренческий центр электромобилей, начали строительство технопарка из 7 основных заводов для локального производства автомобиля и основных компонентов - всё это создаётся с иностранными партнерами», - рассказывает Владимир Щербаков.

К 2023 году предприятие исполнит свои обязательства по специальному инвестиционному контракту с Минпромторгом России и правительством Калининградской области, выпустив «пилотную» партию автомобилей с электродвигателем, «несколько моделей газомоторных автомобилей и, возможно, на водородном топливе». Коммерческие автомобили на газомоторном топливе компания уже выпускает – первые партии сошли с конвейера и переданы заказчикам.

Автотор Рефрижератор1.jpg

Добиться глубокой локализации можно, идя другим путём. Его и предлагает Владимир Щербаков:

«Для нас продолжение сотрудничества с сегодняшними партнёрами означает повышение собственного потенциала при организации производства электромобилей. У каждого из партнёров есть очень серьёзные наработки, которые можно использовать, провести модернизацию и - обязательно - локализацию их моделей. Кроме того, нужно добиться глубокой локализации не только конструкции, но и компонентов в России. Цель - выйти примерно на 75 процентов локализации».

Кто будет делать автокомпоненты?

В советскую эпоху развития стране было под силу создавать заводы, которые на своих же мощностях выпускали практически все основные компоненты по полному циклу – от литьевого производства до конечной металлообработки. За прошедшие десятилетия сохранились заводы с сотрудниками, но кардинально поменялось как общественно-политическое окружение, так и современные требования потребителей, в том числе, конечно, и российских, к современным автомобилям.

В мировой практике уже нет примеров, когда автоконцерны стремятся к 100%-ному «самообеспечению» с выпуском двигателей, мостов, коробок передач, электроники и т.п. В жёсткой конкурентной среде компоненты выпускают узкоспециализированные предприятия на высочайшем технологическом уровне. Концерны, делая заказы, выбирают, кому из них жить, а кому уйти с рынка.

Экологические требования ещё выше поднимают планку, по которой меряются производители компонентов.

«Разработать двигатель внутреннего сгорания выше Евро-5, Евро-6 непросто. Таких моделей в мире единицы. А допуск автомобилей на развитые мировые рынки с более низкими углеродными параметрами с 2025-2030 года почти повсеместно запрещён», - говорит Владимир Щербаков и ставит под сомнение необходимость биться в те же ворота, о которые уже сломались десятки и сотни фирм по всему миру, затрачивая непомерные средства и усилия.

Автотор 1.jpg

Ещё жёстче встанет вопрос, если учесть экономический фактор – помимо такого же ключевого и решающего технологического. Автомобильный рынок России значительный, но, по мировым меркам, небольшой.

«Предполагается, что какой-то автопроизводитель будет обладать компетенцией для производства более 20 000 компонентов и 1000 материалов на уровне запатентованных решений? За 55 лет работы в отрасли я таких примеров в мире не нашел. Убежден, что их просто нет», - отвечает Владимир Щербаков на главный вопрос: а стоит ли игра свеч?

Он предлагает другое решение: создать в России корпорацию независимых производителей компонентов, которые могли бы поставлять их на рынок для всех основных потребителей. Вкупе с воссозданием институтов научно-технической информации для поддержки их компетенций это дало бы гораздо больший эффект для развития всей автомобильной отрасли. Кроме того, можно было бы подключить к решению вопроса предприятия военно-промышленного комплекса, обладающие мощностями, технической и материальной базой.

«Мы понимаем, что у правительства сегодня нет ресурсов для реализации дорогостоящей глубокой стратегии, нет средств и возможностей сегодня создать современную для ближайших хотя бы 5 лет компонентную базу. Автостроители много раз обсуждали это в различных форматах в соответствующих ведомствах, - отмечает Владимир Щербаков. - Внесли предложения, как и за счёт каких средств создать независимое производство компонентов. Например, на подлежащих конверсии заводах ВПК. Автомобильные конвейеры потребляют десятки тысяч компонентов каждый день. Стабильность их потребления увеличивает стабильность производства автокомпонентов и в целом экономики заводов ВПК».

БМВ 05062019 Автотор.jpg

Основатель «Автотор» призывает не обольщаться и не смотреть через «розовые» очки на перспективы конкурентной борьбы российского автомобилестроения на мировых рынках:

«Автомобили российского производства могут иметь серьёзные барьеры для входа на рынок. В любом варианте делать ставку на большой экспорт в развитые страны – очень рискованно. Рассчитываем прежде всего на рынок ряда стран бывшего СССР, Африку, Кубу».

При этом сидеть, сложа руки, Владимир Щербаков не предлагает. Можно идти вперёд, опираясь на собственные разработки и опыт мирового автомобилестроения.

«Мы можем и обязаны сделать современный автомобиль на газомоторном и водородном топливе. Это не раз подчёркивал глава государства. Готовятся национальные программы по этому направлению, - говорит основатель «Автотор». - Целиком поддерживаю эту идею. За этот период появятся совсем новые подходы, которые уже начинают просматриваться и в электрических, и в водородных технологиях. «Автотор» это направление тоже развивает».

ОТК.jpg

Компания прорабатывает совместно с иностранными партнёрами вопрос об изготовлении электрических батарей в России – причём не только сборку, но и производства целиком. «Газпром» и «Росатом» разрабатывают топливные элементы и могли бы внести свой вклад в развитие отечественного автомобилестроения.

Уже сейчас «Автотор» начал работу с Московским политехническим институтом, Балтийским университетом им. И. Канта в сфере новых композитных материалов для кузова, в том числе, создания бескаркасных автомобилей.

Калининградская компания может стать не только пионером новых технологий автомобилестроения, но и пилотной площадкой с перспективой масштабирования на всю страну.

Опрос
  • Как вы провели отпуск этим летом?
Проголосовало 614 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты