Судьбу авиабазы “Нойтиф” решит новый инвестор

20.12.2018 16:52    © Фото: Пётр Старцев
   


Судьбу авиабазы “Нойтиф” решит новый инвестор
Самый дальний от посёлка Коса ангар, как и 3 следующих, признаны собственностью А. Нюдюрбегова

Защита гидрогавани и ангаров на Балтийской косе от сноса возможна только при поддержке реальных инвесторов с бизнес-планом. Об этом вечером 20 декабря 2018 года заявил министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак, когда в общественной палате региона разбирали скандал вокруг старинной авиабазы “Нойтиф”.

“Это потрясло всех”

“Эта ситуация потрясла наше информационное пространство: все кто любит историю и радеет о достопримечательностях возмущены информацией, пришедшей с Балтийской косы”, - заявила Виктория Корнева, председатель комиссии по культуре, сохранению исторического и духовного наследия общественной палаты Калининградской области. Речь о демонтаже одного из старинных ангаров бывшей базы гидроавиации “Нойтиф” на Балтийской косе. Нынешний собственник достопримечательности, бизнесмен Асан Нюдюрбегов, приказал разобрать ангары. В конце ноября нюдюрбеговские рабочие приступили к распилу несущих конструкций. Местные жители подняли шум: уничтожают объект туристического посещения. Глава администрации Балтийского городского округа Сергей Мельников приостановил демонтаж. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что хозяина ангаров оштрафуют за попытку демонтажа, на которую тот не получил никакого официального разрешения. 

Ангары которые ещё принадлежат военным.jpg

2 из 6 ангаров гидрогавани на Балтийской косе ещё принадлежат военным (фото: Пётр Старцев)

Ценность ангаров, по мнению их защитников, в их конструкции (капитальные сооружения на песке), возрасте (81 год) и истории: после того как советская авиация бомбила здесь самолёты Люфтваффе, уже в 1945 году высаживался десант, шли бои за авиабазу и посёлок Нойтиф. После этого там более 50 лет базировались советские ВВС - противолодочная эскадрилья дальнего действия и батальон дальней противолодочной эскадрильи Балтийского флота. 

В воздухе - гидроавиация Балтийского флота ВМФ России

Из этих ангаров на залив спускали гидросамолёты, а 11 декабря их конструкции объектов истории авиации начали вывозить из посёлка.

Кто бомбит аэродром


“Четыре ангара [из 6] находятся в частной собственности и собственник начал пилить один из них на металлолом, с последующим решением разобрать ангары, - заявила Валерия Надымова, директор музея “Старый люнет” на Балтийской косе. – Мы считаем, что ангары уникальны и необходимы для развития туристической инфраструктуры на Балтийской косе. В государственную службу охраны объектов культурного наследия мы подали заявление о том, чтобы включить этот комплекс сооружений в разряд памятников архитектуры, заказали независимую культурологическую экспертизу и сделали концепцию гидрогавани и авиабазы как часть проекта развития двух первых кварталов на Балтийской косе”.

Валерия Надымова.jpg

Валерия Надымова, директор музея "Старый люнет" на Балтийской косе

В качестве примера аналогичного объекта, который уже привлекает туристов и приносит прибыль, директор музея “Старый люнет” привела Лётную гавань в Эстонии (Таллин, Каламая, Lennusadam Seaplane Harbour). Гидрогавань и авиабаза “Нойтиф” втрое больше эстонского объекта. Докладчик сообщила, что частные инвесторы неоднократно пытались контактировать с собственником большей части аэродрома и балтийских ангаров. Бизнесмены выходили на Нюдюрбегова с предложениями о создании там яхтенной марины и других проектов. Безрезультатно. Одни ангары подтачивает сырой балтийский ветер, другие разбирают подрядчики хозяина.

"У меня к правительству Калининградской области один вопрос: нужны ли для развития региона ангары и гидрогавань на Балтийской косе?” – спросила Валерия Надымова, директор музея "Старый люнет".
В ответ на это директор службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов сказал, что заявление от инициаторов защиты ангаров уже в работе. Началась экспертиза, которая должна выявить основания для постановки этих сооружений и прилегающей территории на государственную охрану, в качестве объекта культурного наследия.

“Речь не только об ангарах, а о большой территории с инженерно-техническими сооружениями, пользователем которых является не один человек, а несколько людей и организаций, в том числе – Министерство обороны Российской Федерации”, - подчеркнул руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия. Если его структура и поставит на госохрану эту достопримечательность, то как единый комплекс сооружений. Судьба их охранного статуса, как сказал чиновник, решится в течение 90 дней. То есть, к осени 2019 года.

"Куда смотрели раньше?" 

“Во всей этой истории меня сильно смущает только один момент: с этим объектом неладно давно, его разбирают и попиливают уже долго, а куда смотрели раньше? – продолжил Евгений Маслов. – Угроза разрушения не является критерием отнесения объекта к культурному наследию. Не все старинные здания в Калининградской области являются памятниками и уникальны”.

Евгений Маслов.jpg

Евгений Маслов, руководитель службы госохраны объектов культурного наследия региона

“Этот объект очень интересен и его можно использовать как точку привлечения туристов, но государство не может что-то создать и содержать самостоятельно, - сказал Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области. – Государству нужен партнёр, кто-то должен это содержать. [Туристический] бизнес на Балтийскую косу, по понятным причинам, не идёт. Представьте, мы сейчас потратим [на восстановление ангаров] деньги налогоплательщиков, а через 20 лет ангары придут в то же состояние что и сейчас”.

Это лишь один из ангаров оказавшихся под угрозой.jpg

Это лишь один из ангаров оказавшихся под угрозой сноса

Министр так же обрисовал возможную перспективу изъятия 4 из 6 ангаров у их хозяина: если через 90 дней ангары получат статус культурного наследия, а Асан Нюдюрбегов – обременения по их содержанию, нет гарантий, что он исполнит требования закона и не продолжит их разбирать.

Андрей Ермак.jpg

Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области

“Тогда мы начнём его штрафовать и в конечном итоге изымем ангары у него из собственности, - продолжил министр по культуре и туризму Калининградской области. – Что будет с ангарами дальше? У нас должен быть хороший бизнес-план, который кто-то должен реализовывать. Что-то подсказывает мне, что этого не произойдёт. У нас много объектов, по которым дальше дискуссии ничего не продвинулось. Например, на Балтийской косе по Западному форту абсолютно аналогичная ситуация. Мы с тяжёлыми боями вернули форт “Западный”, забрали его у Министерства обороны. Форт с великолепными пляжами, и что? Ноль предложений от бизнеса. Ноль! Тоже самое с музеем штаба 43-й армии… Либо это становится предметом достаточно серьёзного бизнеса, либо мы опять будем вкладывать в него деньги, чтобы сохранить для кого-то, кто когда-нибудь сделает там что-то”.

Западный форт Балтийская коса.jpg

В километре от гидрогавани - Западный форт, спасённый и заброшенный   


“Не продаётся”: кто срывал сделки на косе

“Во всех схемах [сохранения ангаров] собственник отсутствует принципиально, - прокомментировал Альберт Адылов, член общественной палаты Калининградской области, историк. - Почему?”

“С собственником была договорённость о продаже: приезжал инвестор, собственник пропадал, а когда возвращался, цена возрастала в несколько раз, сделка срывалась и так было несколько раз”, - ответила Валерия Надымова, директор музея “Старый люнет”. Между тем, на одном из крупнейших российских порталов по продаже недвижимости вывешено объявление о реализации земли у ангаров. К примеру, один из таких участков продают под блок-секции с эллингами, за 2 миллиона 650 тысяч рублей.

Землю под ангарами продают под особнями с элингами.jpg

Землю у ангаров продают под особняки с эллингами 

При этом, когда зашла речь о возможности отчуждения ангаров, директор службы госохраны объектов культурного наследия предупредил, что будь они даже со статусом памятника архитектуры, их изъятие займёт годы. Между тем, два из 6 ангаров остаются в собственности не у Нюдюрбегова, а у Министерства обороны РФ. На другой стороне морского канала в Балтийске военные приспосабливают старинную крепость под большой музей.

“Есть прекрасный пример – цитадель “Пиллау”, где министерство обороны делает музей, - продолжил Андрей Ермак. – Да, музей ведомственный, но если Минобороны РФ примет решение музеефицировать объекты и на Балтийской косе, то это тоже замечательно”.


Патриотизм, или туризм? 

Ангары старинной авиабазы, береговые артбатареи и пляжи, как считают местные жители, последняя надежда людей на Балтийской косе. Такую точку зрения выразил общественный активист из Балтийска Сергей Дустин.

“Сейчас на Балтийской косе люди предоставлены сами себе, работы там нет, люди живут туризмом, пусть он там и в зачаточном виде, - заявил Сергей Дустин. – Если даже сегодняшний поток туристов уйдёт, собственник распилит ангары, то завтра нам говорить будет уже не о чем”.

Вид на Балтийскую косу с Балтийска.jpg

Вид на Балтийскую косу и посёлок Коса с Балтийска

Сохранение status quo на Балтийской косе во многом зависит от наделения бывшей авиабазы “Нойтиф” статусом объекта культурного наследия. Вместе с тем, ранее власти региона заявили о планах по созданию там военно-исторического парка “Патриот”. “Патриот”, по словам Ермака, там будут делать в любом случае.

“Министерство обороны России может заявить и о других планах, но на сегодняшний день у правительства Калининградской области никаких планов кроме туристических на этот объект нет”, - подытожил министр по культуре и туризму региона.

Пока планы ждут воплощения, аэродром ветшает, а собственник ангаров занял выжидательную позицию. Местные власти временно запретили демонтаж ангаров, а инициаторы защиты “Нойтифа”  собирают подписи против сноса достопримечательности и за наделение базы статусом объекта культурного наследия. 



 

(0)
Опрос
  • Сколько времени вы тратите, чтобы добраться до работы?
Проголосовало 541 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты